Способы разрешения межличностных конфликтов в воинском коллективе

Способы разрешения межличностных конфликтов в воинском коллективе – это совокупность приемов и действий, осуществляемых представителями офицерского состава и руководства воинских подразделений, с целью снятия напряженности в коллективе военнослужащих и устранения конкретных конфликтных ситуаций, складывающихся между ними.

Проводя характеристику соответствующих способов необходимо отметить, что исключительно важное значение в рассматриваемой проблеме, исходя из специфики организации и сосуществования членов воинских коллективов, имеет вопрос предупреждения соответствующих межличностных конфликтов и их пресечение на ранних стадиях.

В первую очередь, в данном отношении необходимо проводить последовательную работу по формированию у военнослужащих навыков разрешения внутриличностных конфликтов, способных перерастать в межличностные и даже конфликты личности с группой. Так, под разрешение внутриличностного конфликта военнослужащего следует понимать деятельность во восстановлению внутреннего равновесия личности, установления единства его сознания и эмоций, в первую очередь, путем воздействия на мировоззренческие и ценностные установки военнослужащих, развития их волевых качеств.

Помимо этого, предупреждение конфликтов в воинском коллективе представляется возможным путем обеспечения ряда предпосылок объективного характера, включая:

  • Создание максимально благоприятных условий для жизнедеятельности коллектива военнослужащих, включения обеспечение удовлетворения базовых материальных и духовных потребностей;
  • Выработку единообразных нормативных процедур разрешения наиболее типичных и вероятных конфликтных ситуаций, складывающихся между военнослужащими;
  • Поддержание баланса статусов и интересов различных субъектов, несмотря на необходимость обеспечения субординационных отношений в коллективе;
  • Проведение работы по снижению тревожности и агрессивности у военнослужащих, выработка у них навыков управления собственным психологическим состоянием, создание условий и возможностей для обращения за квалифицированной психологической помощью при наличии соответствующей необходимости и т. д.
к содержанию ↑

Готовые работы на аналогичную тему

Пошаговый алгоритм разрешения межличностных конфликтов

В специальной литературе, применительно к вопросу о способах разрешения межличностных конфликтов в воинском коллективе предлагается применять пошаговый алгоритм, предложенный известным отечественным ученым-конфликтологом А.Я. Анцуповым, который выделял следующие шаги разрешения соответствующих конфликтов:

  1. Прекращение открытой конфронтации с оппонентом, поскольку в подавляющем большинстве случаев прямой конфликт не позволяет защитить и отстоять собственные интересы;
  2. Следует осознавать необходимость корректировки собственного поведения, как более мудрый шаг, способный обеспечит эффективное разрешение сложившейся ситуации;
  3. Помимо корректировки поведения необходимо изменить и эмоциональное отношение к имеющемуся конфликту – должны быть минимизированы проявления негативного отношения к своему оппоненту, а также предприняты попытки для изменения отношения к самому себе с его стороны;
  4. Следует осознавать необходимость применения усилий с целью достижения компромисса и выстраивания эффективного сотрудничества для достижения соответствующей цели;
  5. Каждая из конфликтующих сторон должна понимать, что как у нее, так и у противостоящего оппонента в конфликте имеются собственные интересы;
  6. Целесообразно попытаться посмотреть на конфликт со стороны, глазами наиболее беспристрастного наблюдателя – это может помочь осознать сильные и слабые стороны позиции каждой из сторон, соответствующую им мотивацию, а также, возможно, установить частичную необоснованность собственной позиции;
  7. Выявить истинные интересы оппонента, кроющиеся за совершаемыми им действиями и принимаемыми решениями, а также его возможные опасения, связанные с участием в соответствующем конфликте;
  8. Попытаться оценить проблему конфликта в отрыве от его участников, т.е. без учета индивидуальных психологических особенностей каждого из них. Это может стать полезным с целью осознания действительной природы и причин данного конфликта;
  9. Четко представить наиболее благоприятный вариант развития конфликта, при котором проблема может быть решена наиболее оптимальным образом, и с учетом интересов обоих конфликтующих сторон;
  10. Предпринять реальную попытку разрешения конфликта путем корректировки собственного поведения, а также открытого разговора с оппонентом, предварительно оценив ранее совершенные каждой из сторон действия.
к содержанию ↑

Разрешение конфликтных ситуаций между военнослужащими в многонациональных воинских коллективах

Библиографическая ссылка на статью:
Макаров В.Н., Овасапян Т.У., Гарманов С.С. Проблема межэтнического взаимодействия в воинском коллективе // Гуманитарные научные исследования. 2017.

№ 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/05/23890 (дата обращения: 05.10.2021).

В современной России проблемы межэтнического взаимодействия распространены повсеместно, в том числе – в Вооруженных Силах. В российской армии служат представители всех национальных групп и связаны единой миссией – защитой Отечества. Все военнослужащие имеют равные права и обязанности, которые определены Федеральным законом «О статусе военнослужащих» вне зависимости от этнической, религиозной и иной социальной принадлежности.

В Советском Союзе институт армии традиционно служил местом социализации, если не социальным лифтом для многонациональной страны. Здесь военнослужащие из разных регионов набирались опыта взаимодействия в коллективе, учили русский язык, учились трудолюбию. Формировалась культурная, языковая интеграция военнослужащих.

Как в советской армии, так и в современной российской армии религиозная и этническая принадлежность – важный маркер во взаимоотношениях военнослужащих. На основе этого маркера и совместно с другими (место призыва, период службы) могут формироваться микроколлективы внутри воинского коллектива. Такие микроколлективы обусловлены тем, что для призывников, впервые попавших на место службы в многонациональный коллектив, языковые, культурные, религиозные идентификаторы предстают важными отличительными чертами военнослужащего.

Воинские коллективы раз­личаются и по национальному составу, и по содержанию межнациональных общений военнослужащих. В более оснащенные части происходит призыв более подготовленных военнослужащих, владеющих достаточным уровнем технической и общеобразовательной подготовки, знания русского языка, без чего невозможно глубоко освоить аспекты военной специальности.

Неравномерность в подготовленности к военной службе призывников различных регионов страны приводит к распределению военнослужащих по национальности. К примеру, в подразделения связи, разведки попадает больше военнослужащих славянских нацио­нальностей; в военно-строительные, дорож­ные – воинов закавказских и среднеазиатских национальностей.

Дифференциация военнослужащих по этнической принадлежности, вызванная распределение призывников по родам и видам войск в зависимости от их подготовленности, влияет на межэтническое взаимодействие и на частоту возникновения конфликтных ситуаций на национальной почве. Выделяется три типа отношений в воинских коллективах, в которых межэтническое взаимодействие основано на принципиально различной основе:

  • Первый тип отношений проявляется в коллективах, в которых преобладает число военнослужащих славянских национальностей. Взаимоотношения в них основаны на национально-психологических особенностях славян. В воинских коллективах данного типа воины неславянских национальностей сохраняют свою национальную уникальность, при этом принимают, осознают тип отношений и нормы поведения данного коллектива. Во взаимоотношениях таких коллективов преобладающую роль играет срок службы, степень подготовленности военнослужащих, уровень освоения военной специальности.
  • Второй тип отношений свойственен воинским коллективам, в которых число представителей различных национальностей примерно одинаково. Межэтнические взаимоотношения в них формируются под воздействием национальных чертах воинов различных национальных групп. В коллективах данного типа соблюдается баланс в численности представителей славянских и иных национальностей.
  • Третий тип отношений характерен тем воинским коллективам, в которых доминирует по численности одна из национальных групп. Общественно-психологические особенности подобных коллективов проявляются под воздействием национальных черт воинов данной национальной принадлежности. В коллективах данного типа численность солдат славянских национальностей составляет меньшинство.

Частота возникновения конфликтных ситуаций проявляется в воинских коллективах по-разному, что необходимо учитывать в процессе работы по их предупреждению.

Было проведено исследование, в котором показана оценка межэтнических конфликтов демобилизовавшимися солдатами (см. табл. 1).

Показано отношение славянского большинства к этническим меньшинствам. Отмечено, что внимание в основном концентрируется на представителях кавказских народностей. “… к представителям Северного Кавказа наблюдается выраженное негативное отношение, в котором значительную роль играет чувство страха.

Однако при вопросе, чем же так плохи их северокавказские сослуживцы, самым частым ответом была мысль о том, что они занимаются самоуправством и устанавливают свои правила игры. В интервью отмечалось, что кавказцы в отличие от русских более сплоченные между собой, в их среде меньше тех, кто предаст или подставит…” [1]. В исследовании отмечено то, что при небольших группах представителей кавказских народностей среди военнослужащих происходит их адаптация с формальными и неформальными правилами воинской жизни, но при больших количествах воинов данных национальных принадлежностей их сплоченность оказывает давление и влияние на воинский коллектив.

В исследовании отмечается, что современная российская армия часто является “ареной социальных и этнических конфликтов, где в качестве рационализирующей модели является этнический фактор”, однако присутствует возможность выполнения российской армией функции формирования “гражданской нации” при тщательном учете культурных, этнических, социальных особенностей военнослужащих, а также при повышении общего уровня патриотизма у всех призывников.

Таблица 1. Оценка состояния межэтнических отношений в Вооруженных Силах РФ (%)

к содержанию ↑

Педагогические основы профилактики межнациональных конфликтов в частях и подразделениях Сухопутных войск тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Попов, Вячеслав Васильевич

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Подготовка курсантов высших военно-учебных заведений к работе по предупреждению межнациональных конфликтов в частях и подразделениях 2000 год, кандидат педагогических наук Приходько, Владимир Николаевич

Педагогическая профилактика наркомании и токсикомании среди военнослужащих частей ВВС ВМФ 2000 год, кандидат педагогических наук Миронов, Алексей Сергеевич

Педагогические основы предупреждения уклонений от военной службы у солдат и сержантов частей РВСН 1997 год, кандидат педагогических наук Бакушин, Олег Васильевич

Развитие педагогической теории и практики поддержания воинской дисциплины в частях, на кораблях 1998 год, доктор педагогических наук Денисенко, Сергей Иванович

Педагогическая профилактика пьянства и алкоголизма у военнослужащих частей железнодорожных войск Российской Федерации 2001 год, кандидат педагогических наук Разуванов, Константин Андреевич

Следующая
ВоеннымУстановленные нормативы физподготовки в армии для срочников, контрактников, женщин

Добавить комментарий

Adblock
detector