Письмо Минфина России от № 24-03-08/40826; О сроке действия контракта и банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения его исполнения, при закупках
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Также в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
В этой связи следует учитывать, что письма Минфина России и его структурных подразделений не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену таких норм, а содержащаяся в них позиция является мнением ведомства и не может рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Кроме того, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 4 статьи 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом заказчик самостоятельно устанавливает срок действия контракта (при необходимости) исходя из особенностей осуществления закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Таким образом, контракт будет считаться исполненным после выполнения своих обязательств сторонами. При этом если обязательства по контракту не исполнены в полном объеме, формальное окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств.
Частью 4 статьи 96 Закона № 44-ФЗ установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона № 44-ФЗ способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.
Дополнительно отмечаем, что в настоящее время Минфином России внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статью 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающий наделение Правительства Российской Федерации правом разработать единую форму банковских гарантий для целей обеспечения исполнения контрактов (договоров).
Принятие законопроекта позволит Правительству Российской Федерации унифицировать форму банковской гарантии для целей обеспечения заявок, исполнения контрактов (договоров), при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
к содержанию ↑Особенности установления срока действия договора
Законодательство напрямую не регламентирует правила, по которым определяется срок действия контракта. Поэтому заказчикам при составлении документа необходимо руководствоваться Гражданским и Бюджетным Кодексами РФ.
Пункт 3 статьи 425 ГК предусматривает, что конец времени действия контракта означает прекращение договорных обязательств. При этом момент окончания действия контракта не равнозначен времени исполнения обязательств. Истечение периода действия контракта не означает, что неисполненные обязательства аннулируются.
Указание в реестре контрактов, составленном в рамках 44-ФЗ, срока завершения действия контракта идентичного периоду исполнения договорных обязательств неправомерно.
Срок действия контракта может быть различным. Чаще всего выбирается конкретная дата, до которой обязательство обеих сторон должны быть исполнены. Выделяют следующие виды контрактов:
- Краткосрочные. Срок действия таких договоров не превышает несколько месяцев.
- Долгосрочные. Время действия договорных обязательств растягивается на несколько лет.
- Годовые. Срок действия контракта устанавливается в рамках года, в котором проводится закупка.
- Разовые. Предусматривают однократное исполнение обязательств.
- С неопределенным сроком. Условие того, что контракт заключается на неопределенный срок должно быть прописано в тексте документа. В обратном случае договор признается незаключенным. Примером обязательств с неопределенным сроком может служить контракт на оказание страховых услуг.
С точки зрения общего законодательства контракт может предусматривать пролонгацию, то есть увеличение срока его действия. Это может происходить автоматически или по письменному соглашению сторон. Такие контракты относятся к типам документов с неопределенным сроком действия, однако в соответствии с Федеральным законом №44 данное действие невозможно, такой позиции придерживается Минэкономразвития (Письмо № Д28и-1818 от 14.07.2016).
к содержанию ↑Срок исполнения обязательств поставщиком
Срок поставки товаров или оказания услуг должен быть меньше срока действия контракта. Конкретный период времени выбирается заказчиком, исходя из индивидуальных потребностей. Существует несколько вариантов установления срока исполнения контракта:
- Единоразовая поставка. Заказчик определяет конкретный период в течение которого должны быть поставлены оговоренные товары или оказаны услуги. Например, в течение 10 дней после подписания договора.
- По предварительной заявке заказчика. При этом должно оговариваться время, в течение которого поставщик обязан выполнить свои обязательства после получения заявки. Например, в течение пяти дней после получения соответствующе оформленной заявки. Одновременно с этим в контракте должны оговариваться правила подачи таких заявок.
- Партиями по заранее определенному графику. Нарушение такого графика становится причиной наложения на поставщика штрафных санкций.
При этом фактом исполнения обязательств поставщика считается подписание товарной накладной или акта приема-передачи. Контракт считается полностью исполненным, когда обе стороны выполнили свои обязательства. Это следует из положений статьи 94 44-ФЗ.
к содержанию ↑Изменение срока исполнения контракта
Срок реализации обязательств признается существенным условием договора. Согласно 44-ФЗ изменение таких условий контракта недопустимо. Если одна из сторон решит самовольно изменить срок исполнения контракта, то такие поправки не будут иметь силу.
Сторона будет признана нарушившей свои обязательства.
Изменить сроки исполнения по обоюдному согласию с помощью заключения дополнительного соглашения на данный момент также невозможно, за исключением снижения заказчику бюджетного финансирования. В этом случае потребуется согласовать с исполнителем новые сроки, однако только в сторону уменьшения.
Срок действия договора и срок исполнения обязательств это важные аспекты любых договорных обязательств. Перед тем как заключать контракт сторонам необходимо внимательно изучить эти пункты и трезво оценить свои возможности.
к содержанию ↑Приемка товаров, работ, услуг в рамках условий исполнения контракта по 44-ФЗ
Согласно законодательству в ходе реализации контрактных соглашений поставщик обязан добросовестно выполнять свои обязательства перед заказчиком и вовремя сообщать ему о форс-мажорных и экстренных ситуациях.
Прием товара происходит очень просто. В назначенный срок исполнитель привозит заказ вместе с сертификатами на продукцию, сопутствующими бумагами (при необходимости) и передаточной документацией. Качество товара должно быть надлежащим и отвечать всем требованиям, предъявленным к закупке.
Прием работ или оценку предоставленных услуг осуществить сложнее. Как определить качество результата? Он должен быть чем-то материальным, чтобы его увидеть, пощупать или как-то измерить.
Допустим, после завершения ремонта можно определить расход материалов (сколько наклеено обоев, постелено линолеума) и оценить качество услуг, как того требуют условия исполнения контракта по 44-ФЗ. Скрытые работы отследить труднее. Например, после наклейки обоев невозможно определить, насколько хорошо проведена грунтовка или штукатурение стен.
В этом случае каждый этап необходимо принимать отдельно, составляя приемосдаточные акты скрытых работ.
Еще сложнее обстоят дела с услугами, которые вообще нельзя измерить с применением каких-либо материальных и ощутимых оценочных систем. Здесь нужно действовать без промедления, то есть по горячим следам. Если на одном из этапов случился сбой, надо немедленно проинформировать заказчика.
Чтобы понять, как это происходит, рассмотрим для примера договор на клининг помещений.
Допустим, есть компания с несколькими филиалами, которые разбросаны в пределах одной области. И каждый офис ежедневно должен убираться.
Но человеческий фактор существует, и бывает, что в том или ином подразделении уборщицы отсутствуют на работе по 2-3 дня. Заказчик остается в полном неведении. Это становится известным лишь в конце периода при утверждении акта выполненных работ.
То есть время для предъявления претензий исполнителю упущено.
Казалось бы, ничего страшного не случилось. Три помещения в офисе два дня не убирались. Но с экономической точки зрения выходит, что услуги предоставлены не полностью.
А платить за них придется, так как это обусловлено контрактом. К тому же в данной ситуации и сам заказчик тоже виноват.
к содержанию ↑В каких случаях условия исполнения контракта по 44-ФЗ предусматривают проведение экспертизы
Производя прием итогов выполнения контрактных обязательств (независимо от того, что было предоставлено – товары или услуги), заказчик должен сделать экспертизу. Он может провести ее самостоятельно или привлечь специалистов из независимых экспертных фирм.
Собственная экспертиза осуществляется в порядке, который утвержден локальными распорядительными актами клиента и предусмотрен договором о закупке. Возможно, для проверки хватит подписей 1-2 сотрудников. Но чаще с этой целью создают приемную комиссию.
Все обусловлено видом ТРУ (товаров, работ или услуг), их сложностью и стоимостью. Если формируется комиссия, в ее состав должны войти как минимум 5 человек. Процессы госприемки оформляют специальным актом за подписью всех членов этой группы лиц.
В отдельных случаях готовят обоснованный отказ, если нарушены условия исполнения контракта по 44-ФЗ.
Аналогичные действия проводятся по отношению к независимым экспертам. Исключение составляют случаи, когда в специалистах нет необходимости, а именно:
- закупки у одного поставщика (ст. 93, часть 1 ФЗ-44);
- заказ услуг экспертных организаций и независимых специалистов;
- работы по контракту уже прошли госэкспертизу или проверку частного эксперта.
Поправки к закону о государственных закупках, внесенные летом 2018 г., изменили порядок размещения отчета об исполнении всего контракта или отдельной части обязательств в базе ЕИС.
С мая 2019 года отчеты публикуют только по договорным закупкам строительных работ и мероприятий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия либо когда НМЦ контракта превышает 1 млрд руб.
На подготовку и внесение отчета в информационную систему отводится 7 дней после оплаты или расторжения контракта.
Следующая