Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени а

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени А. К. Серова — КВВАУЛ — это учебное заведение со сравнительно недолгой историей.

Однако именно это училище стало хранителем лучших традиций лётных школ СССР и России. На сегодня это единственное в стране учебное заведение по подготовке военных летчиков. За время существования училище выпустило более 26 тысяч высококвалифицированных кадров, из которых более 17 000 летчиков.

Здание Военного авиационного училища им. А.К. Серова

к содержанию ↑

История

История Краснодарского авиационного училища началась 19 августа 1938 года, когда по приказу Народного Комитета обороны СССР впервые была создана 30-я военная школа по подготовке пилотов, базирующаяся в Чите. По приказу Наркома Обороны СССР летной школе 22 июня 1939 года присвоено имя героя Советского Союза А. К.

Серова. В октябре 1939 года школа сменила место дислокации на Батайск, где обосновалась на месте расположения 1-й Краснознамённой школы гражданского воздушного флота имени Баранова, незадолго до этого расформированной.

28 ноября 1939 года учебное заведение переименовано в Батайскую авиационную школу пилотов имени А. К. Серова.

Первый выпуск летчиков в звании мл. лейтенантов состоялся в июне 1940 года, а к моменту начала Великой Отечественной войны школой было подготовлено более 1400 пилотов для истребителей И-5, И-15 и И-16.

Во время войны вплоть до 1944 года лётчиков готовили по ускоренным программам в течение 6 месяцев на истребителях ЛаГГ-3. Осенью 1941 года школа была передислоцирована в Азербайджан, г. Евлах, а в 1943 года основная база была развёрнута в Краснодаре.

С этого момента школа получила название Краснодарское объединённое военное авиационное училище. В марте школа снова передислоцируется в Батайск и 1 октября 1945 года получает наименование Батайское военное авиационное училище летчиков имени А. К.

Серова.

В период с 1946 по 1959 годы курсанты училища проходили обучение на таких самолётах, как Ла-7, Ла-9, Як-11, Як-18, ПО-2, Як-12. В 1952 обучение началось на истребителях с реактивными двигателями МиГ-15 бис. С 18 апреля по 1 июня 1960 года происходила реорганизация училища в Краснодарское военное объединённое ордена Дружбы народов лётно-техническое училище имени Героя Советского Союза А.К.

Серова, где проходили подготовку военнослужащие для стран народной демократии. С 14 мая 1960 года в училище начали проходить подготовку лётчики иностранных государств, для этого использовались различные виды авиационной техники, включая современные на тот момент Су-27 и МиГ-29.

Так продолжалось вплоть до 1991 года, когда училище возобновило подготовку пилотов для Военно-воздушных сил России по программам среднего авиационно-технического училища до 2003 года. С 1993 года училище готовит лётчиков для стран СНГ.

Офицеры на плацу КВВАУЛ

По постановлению Правительства РФ от 19 декабря 1994 года училище получило своё нынешнее наименование: Краснодарское высшее военное авиационное училище имени А. К. Серова.

29 августа 1998 года по новому постановлению Правительства РФ преобразовано в Краснодарский военный авиационный институт.

С 23 мая 2001 года по приказу Министра обороны РФ и постановлению Правительства РФ Армавирский и Балашовский военные институты вошли в состав Краснодарского авиационного института. С этого времени у института в распоряжении три аэродрома (Кущёвская, Котельниково, Тихорецк) и три учебных центра, в Майкопе, Борисоглебске и Балашове.

Мнение эксперта
Павлов Александр Петрович

С 9 мая 2004 года институт переименован в Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков (военный институт) имени Героя Советского Союза А. К. Серова.

В ноябре 2010 года в честь 100-летия авиации России и Качинского училища приказом Министра обороны РФ Краснодарское Высшее военное авиационное училище переименовано в Качинский филиал ВУНЦ ВВС, однако на деле никакого переименования не происходило.

23 апреля 2012 года по директиве Министра обороны РФ и распоряжению Генерального штаба ВС РФ Краснодарское авиационное училище переименовано в Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю.

А. Гагарина» (Краснодарский филиал).

Курсанты Военного авиационного училища

В ноябре 2012 года три учебных центра (Армавирский, Борисоглебский и Балашовский) расформированы. На их базе сформирован Центр лётной подготовки, в который вошли все авиационные полки ВВС России. 1 августа Центр лётной подготовки расформирован, филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» (г.

Краснодар) выведен из состава ВУНЦ ВВС «ВВА им. Н. Е.

Жуковского и Ю. А. Гагарина».

После этого Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова снова стало единственным центром подготовки военных лётчиков.

На сегодняшний день училище готовит пилотов с использованием более 70 моделей авиационной техники, включая Л 39, Л-410, Ан-26, МиГ-29, Су-27, Су-25. Эти самолёты составляют основу авиационного парка училища. Обучение курсантов производится на 9 аэродромах:

  1. Кущёвская
  2. Котельниково
  3. Тихорецк
  4. Армавир
  5. Майкоп
  6. Борисоглебск
  7. Мичуринск
  8. Балашов
  9. Ртищево
к содержанию ↑

Структура

В Краснодарском авиационном училище действует пять факультетов:

  1. Базовая подготовка (теоретическая подготовка в Краснодаре).
  2. Факультет для курсантов иностранных государств.
  3. Истребительная авиация (базируется в Армавире).
  4. Бомбардировочная и штурмовая авиация (базируется в Борисоглебске).
  5. Военно-транспортная и дальняя авиация (базируется в Балашове).

Курсанты Краснодарского ВВАУЛ на летном поле

к содержанию ↑

Условия поступления

Кандидатами для поступления Военную академию связи могут стать граждане РФ со средним общим образованием, прошедшие медицинское освидетельствование и признанные годными к обучению в ВУЗе, а также прошедшие предварительный профотбор. К поступлению допускаются:

  • лица от 16 до 22 лет не прошедшие военную службу в рядах ВС РФ;
  • лица прошедшие военную службу в рядах ВС РФ, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и не достигшие 24-летнего возраста;
  • военнослужащие (не из офицерского состава) проходящие военную службу по контракту, не достигшие 27-летнего возраста.

Российский истребитель на взлетном поле

Для лиц, желающих поступить в военную академию необходимо подать заявление в военный комиссариат по месту жительства (воспитанники суворовского военного училища и других кадетских корпусов подают заявление на имя начальника своего образовательного учреждения). Военнослужащие срочной службы или по контракту подают рапорт на имя командира воинской части.

К заявлению или рапорту следует приложить следующие документы:

  • копии документов подтверждающих личность и гражданство;
  • автобиография;
  • копия документа об образовании (для учащихся школ справка о текущей успеваемости);
  • характеристика с места работы, службы, учебы;
  • три фотографии 4,5х6 см;
  • для военнослужащих копии военного билета и служебной карточки;
  • копии документов, предполагающих возможность льготного поступления по законодательству Российской Федерации.

Оформленное в соответствии с установленным образцом личное дело высылается любым доступным способом на адрес Академии. После допуска к профессиональному отбору кандидата на поступление вызывают для прохождения испытаний на 1 или 10 июля года поступления.

После прохождения предварительного отбора до 20 мая в институт отправляются необходимые документы, включая данные медицинского освидетельствования, психологического отбора и личные дела (для военнослужащих по контракту). На основе полученных документов Приемная комитета института проводит отбор кандидатов для прохождения профессионального отбора. Решение отправляется в военный комиссариат по месту регистрации и лично кандидату до 20 июня года поступления.

Допущенные к профессиональному отбору граждане должны явиться в институт со всеми документами.

Профессиональный отбор проводится приемной комиссией и включает следующие мероприятия:

  • определение годности для поступления по состоянию здоровья;
  • определение категории профпригодности на основе психологического и физического исследования;
  • оценка уровня подготовки в общеобразовательных дисциплинах;
  • оценка профессиональной подготовки на основе дополнительных испытаний;
  • оценка физической подготовки.

По результатам профессионального отбора кандидатов делят на 4 категории:

  1. Рекомендуется в первую очередь.
  2. Рекомендуется.
  3. Рекомендуется условно.
  4. Не рекомендуется.

Кандидаты, получившие категорию «не рекомендуется», считаются не прошедшими отбор.

Девушки-курсанты Краснодарского ВВАУЛ

На первом курсе начало обучения начинается с 1 августа. Курсанты находятся на полном государственном обеспечении. В летний период им предоставляется отпуск на 30 дней, в зимний период отпуск составляет 14 дней.

к содержанию ↑

Учёба и жизнь в училище

Срок обучения в Краснодарском авиационном училище составляет 5 лет и 3 месяца. Здесь готовят офицеров по специальности «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов», которая включает в себя следующие военные специальности:

  • применение истребительной, штурмовой, бомбардировочной и фронтовой авиации;
  • применение военно-транспортной авиации;
  • применение дальней авиации;
  • применение морской ракетоносной и противолодочной авиации.

Все курсанты обеспечиваются вещевым имуществом по постановлению Правительства РФ о вещевом обеспечении. При поступлении на первом курсе каждый курсант получает по 2000 рублей, как и военнослужащие на срочной службе. Те, кто поступил на обучение с военной службы, получают денежное довольствие согласно денежному аттестату.

Если заключается контракт на втором курсе, денежное довольствие будет состоять из двух частей:

  • оклад 7000 рублей;
  • оклад от звания (5000 рублей для рядовых).

Транспортный военный самолет

Далее идут надбавки по разным факторам:

  • за выслугу лет (от двух лет – 10% от оклада и должности);
  • за секретность – 10% от должностного оклада;
  • премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей: при обучении на «удовлетворительно» – 5%, на «хорошо» – 15%, «отлично» – 25% ежемесячно;
  • ежемесячная надбавка за выполнение квалификационного уровня по физической подготовке: в зависимости от результатов от 15 до 90 % должностного оклада.
  • минимальное денежное довольствие курсанта по контракту составляет 12615 рублей;
  • максимальное денежное довольствие курсанта по контракту составляет 21000 рублей.

Питание курсантов организуется по принципу «шведский стол», по установленным нормам через стороннюю организацию ООО «Ресторан Сервис Плюс». Такой подход позволяет курсантам самостоятельно выбирать еду, исходя из личных предпочтений.

С 1 по 3 курс курсанты проходят обучение в Краснодаре, последние два курса в зависимости от выбранного рода авиации в Армавире, Борисоглебске или Балашове.

Создание триколора военными истребителями

Помимо вещевого имущества, бесплатного питания и денежного довольствия курсанты получают бесплатное медицинское обслуживание и возможность проживания в комфортабельных общежитиях. Комнаты могут вмещать от двух до шести человек, в общежитии есть прачечная, душевая и спортивный зал с тренажёрами.

Навыки летного дела курсанты отрабатывают на современных тренажёрах, практические навыки отрабатываются на самолётах Як-130, Миг-29, Су-27, Су-24, Су-25, Л-39, Л-410, Ан-26, Ил-76, Ту-142. В общей сложности каждый курсант за год обучения должен налетать не менее 90 часов.

Константин, выпускник КВВАУЛ
Военный летчик – самый дорогой и уважаемый солдат в Вооруженных Силах РФ. Обучать в лётном ВУЗе кого попало не станут: соответствуешь – проходи, не соответствуешь – выходи.

к содержанию ↑

Контактная информация

Адрес: 350090, Краснодарский край, г. Краснодар-5, ул. Дзержинского, д. 135.

Как добраться и где остановиться

Добраться до авиационного училища несложно. Для этого достаточно воспользоваться троллейбусом по маршруту №2 от железнодорожного или автовокзала и проехать до конечной остановки (Троллейбусное депо), после чего, пройти пешком от кольца по улице Дзержинского.

От аэропорта можно доехать на автобусе по маршруту №1 до конечной остановки (Кинотеатр «Аврора»), после чего на троллейбусе №2 или №9, а также можно воспользоваться маршрутным такси, до остановки «Лётное училище». Искать хостел, квартиру или гостиницу не придется, всем кандидатам на поступление предоставляется питание и проживание. Родственники могут остановиться в нескольких отелях поблизости:

к содержанию ↑

Памятник летчикам

.

К первому десятилетию XX века в Русской императорской армии стали привычными некоторые функции воздухоплавания — уже более 20 лет с помощью воздушных шаров велась разведка и корректировка артиллерийского огня. В среде генералитета Российской империи, как и в остальных военных штабах развитых государств этой эпохи, начались попытки военного применения технических новинок — дирижаблей и самолётов с новыми функциями — бомбардировка и воздушные бои между истребителями самолётов. При содействии Великого князя Александра Михайловича, шефа Российского императорского военно-воздушного флота, в дополнение к готовившей пилотов воздушных шаров Воздухоплавательного парка, были созданы 2 авиашколы: Офицерская воздухоплавательная школа в Гатчине и Севастопольская офицерская школа авиации — будущее Качинское лётное училище.

Причем школа в Гатчине готовила и военных и гражданских пилотов, а в Севастополе — только военных.

В 1990-х годах было принято решение о сокращении количества необходимых стране военных лётчиков, и соответственно, военных лётных училищ. В 1997 году поднимался вопрос, какое училище оставить — Качинское или Армавирское. Было принято решение расформировать Качинское, так как Волгоград значительно больше Армавира, и сокращенному составу училища будет легче найти работу по гражданским специальностям.

Качинское лётное училище было расформировано в соответствии с приказом Министра обороны РФ Игоря Сергеева № 397 от 6 ноября 1997 года.

Среди выпускников училища:

трижды Герой Советского Союза

дважды Герой Советского Союза

Герой Советского союза

Герой Российской Федерации

Кавалер Георгиевского креста

к содержанию ↑

Географическая схема образования и перебазирования
качинского училища летчиков

Последние новости

Телеканал Звезда

Министерство обороны РФ

Новости авиации

Новости авиации

Качинская
хроника

Качинцы-защитники воздушных рубежей

Наши Юбилеи

Общественные Организации Качинцев

С Качей по жизни

Открытое письмо

Объявления

Дни рождения

Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина
Краснознамённое училище лётчиков имени А. Ф. Мясникова

© Волгоград — 2025 г.

Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее — Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, размещенной на сайте в сети Интернет по адресу: kacha.ru (далее — Сайт), которую «COMPANY NAME» может получить о Пользователе во время использования Сайта.

Использование Сайта означает безоговорочное согласие Пользователя с настоящей Политикой и указанными в ней условиями обработки его персональной информации. В случае несогласия с этими условиями Пользователь должен воздержаться от использования Сайта.

1. Определение терминов

1.1. В настоящей Политике конфиденциальности используются следующие термины:
1.1.1. «Администрация сайта» – уполномоченные сотрудники на управление сайтом, действующие от имени «COMPANY NAME», которые организуют и (или) осуществляет обработку персональных данных, а также определяют цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

1.1.2. «Персональные данные» — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
1.1.3.

«Обработка персональных данных» — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
1.1.4. «Конфиденциальность персональных данных» — обязательное для соблюдения Оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

1.1.5. «Пользователь сайта (далее — Пользователь)» – лицо, имеющее доступ к Сайту посредством сети Интернет, и использующее Сайт.

2. Общие положения

Мнение эксперта
Павлов Александр Петрович

2.1. Использование Пользователем Сайта означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных Пользователя.
2.2.

В случае несогласия с условиями Политики конфиденциальности Пользователь должен прекратить использование Сайта.
2.3. Настоящая Политика конфиденциальности применяется только к сайту по адресам: example.com.

«COMPANY NAME» не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые Пользователь может перейти по ссылкам, доступным на Сайте.
2.4. Администрация Сайта не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Пользователем Сайта.

3. Предмет политики конфиденциальности

4. Цели сбора персональной информации пользователя

4.1. Персональные данные Пользователя Администрация Сайта может использовать в целях:
4.1.1. регистрации Субъекта персональных данных в базе данных «COMPANY NAME»
4.1.2.

оказания консультационной помощи Субъекту персональных данных при оформлении заявок, заключении гражданско-правовых договоров с «COMPANY NAME».
4.1.3. эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, взятых на себя «COMPANY NAME».

4.1.4. своевременного предоставления услуг Субъекту персональных данных по оказанию технической поддержки и гарантийному ремонту продукции
4.1.5. информирования Субъекта персональных данных о выгодных предложениях, проводимых акциях, а также иных предложениях, представляющих интерес для Субъекта персональных данных.

4.1.6. предоставления доступа Пользователю на сайты или сервисы партнеров «COMPANY NAME» с целью получения продуктов, обновлений и услуг.

5. Условия обработки персональной информации пользователя

5.1. Сайт хранит персональную информацию Пользователя в соответствии с внутренними регламентами конкретных сервисов.
5.2.

В отношении персональной информации Пользователя сохраняется ее конфиденциальность, кроме случаев добровольного предоставления Пользователем информации о себе для общего доступа неограниченному кругу лиц.
5.3. Сайт вправе передать персональную информацию Пользователя третьим лицам в следующих случаях:
5.3.1.

Пользователь выразил согласие на такие действия.
5.3.2. Передача необходима для использования Пользователем определенного сервиса, либо для исполнения определенного соглашения или договора с Пользователем.

5.3.3. Передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.
5.3.4.

В случае продажи Сайта к приобретателю переходят все обязательства по соблюдению условий настоящей Политики, применительно к полученной им персональной информации.
5.4. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется без ограничения срока любым законным способом, в том числе в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.

Обработка персональных данных Пользователей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».
5.5. При утрате или разглашении персональных данных Администрация Сайта информирует Пользователя об утрате или разглашении персональных данных.

5.6. Администрация Сайта принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональной информации Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий третьих лиц.
5.7.

Администрация Сайта, совместно с Пользователем, принимает все необходимые меры по предотвращению убытков или иных отрицательных последствий, вызванных утратой или разглашением персональных данных Пользователя.

6. Обязательства сторон

6.1. Пользователь обязан:
6.1.1. Предоставить информацию о персональных данных, необходимую для пользования Сайтом.

6.1.2. Обновить, дополнить предоставленную информацию о персональных данных в случае изменения данной информации.
6.2.

Администрация сайта обязана:
6.2.1. Использовать полученную информацию исключительно для целей, указанных в разделе 4 настоящей Политики конфиденциальности.
6.2.2.

Обеспечить хранение конфиденциальной информации в тайне, не разглашать без предварительного письменного разрешения Пользователя, а также не осуществлять продажу, обмен, опубликование, либо разглашение иными возможными способами переданных персональных данных Пользователя, за исключением п.п. 5.2. и 5.3.

настоящей Политики Конфиденциальности.
6.2.3. Принимать меры предосторожности для защиты конфиденциальности персональных данных Пользователя согласно порядка, обычно используемого для защиты такого рода информации в существующем деловом обороте.

6.2.4. Осуществить блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему Пользователю, с момента обращения или запроса Пользователя или его законного представителя, либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных на период проверки, в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий.

7. Ответственность сторон

7.1. Администрация Сайта, не исполнившая свои обязательства, несет ответственность за убытки, понесенные Пользователем в связи с неправомерным использованием персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.2.

В случае утраты или разглашения конфиденциальной информации Администрация Сайта не несет ответственности, если данная конфиденциальная информация:
7.2.1. Стала публичным достоянием до ее утраты или разглашения.
7.2.2.

Была получена от третьей стороны до момента ее получения Администрацией Сайта.
7.2.3. Была разглашена с согласия Пользователя.

8. Разрешение споров

8.1. До обращения в суд с иском по спорам, возникающим из отношений между Пользователем Сайта и Администрацией Сайта, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).
8.2.

Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня получения претензии письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.
8.3. При недостижении соглашения спор будет передан на рассмотрение в суд в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

8.4. К настоящей Политике конфиденциальности и отношениям между Пользователем и Администрацией Сайта применяется действующее законодательство Российской Федерации.

к содержанию ↑

Состоит в сообществах

Василий Ятленко # написал комментарий 15 сентября 2015, 13:46 Читая подобные монографии, так и хочется спросить:
— какое отношение МиГ-21 имеет к военно-морской школе в Каче?
— как могла открыться в Севастополе КАЧИНСКАЯ школа, если в 1910г. о р. Кача знали только местные жители из Мамашая?
— что имели в виду авторы мемориальной Доски на пр. Остряково в Севастополе, написав на ней: «Здесь с 11 11 1910 по 01 06 1912 базировалась СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ офицерская Школа авиации?»
И только через 5,5 месяцев была открыта КАЧИНСКАЯ (обиходное название: официально же — было утверждено лишь в 1938 году. ) офицерская школа военных лётчиков —
— если военное УЧИЛИЩЕ в Красном Куте продолжили называть Качинским только потому, что туда перелетела часть самолётов из Качи, то может вполне логично было бы называть Севастополь — Санкт-Петербургом? — т.к. его тоже строили умельцы, переселённые из Питера

  • редактировать
  • удалить

Василий Ятленко # написал комментарий 15 сентября 2015, 13:47 История — не должна подстраиваться под политические нюансы.
Почему и замена в названии Школы имени её основателя Великого князя Александра Романова на фамилию какого-то там парт. функционера из Закавказья в угоду товарищу Сталину — это плевок в адрес именно Истории! Истории создания Колыбели, как ВМА ЧФ — частности, так и ВСЕЙ авиации России —

  • редактировать
  • удалить

Василий Ятленко # написал комментарий 15 сентября 2015, 15:41 А мы считаем днём рождения ВМА ЧФ — 03 03 1921-го года (. ) и называем себя при этом — историками.

к содержанию ↑

Классный час «100-летний юбилей Качинского высшего военного авиационного училища летчиков им. А.Ф. Мясникова — колыбель авиации России»

Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа

Цели:

  • знакомство с историей возникновения воздушного флота России и Качинского училища, его неотъемлемой части;
  • воспитание патриотизма на примере выпускников «Качи»;
  • развитие интереса к истории данного учебного заведения.

Оборудование:

Учитель: Сегодня мы поговорим о знаменитой «КАЧе» колыбели авиации России, которой в 2010 году исполняется 100 лет со дня образования.

Картина 1: История создания

Мнение эксперта
Павлов Александр Петрович

Училище было создано восьмого, а по новому стилю исчисления, 21 ноября 1910 года. Основателем его по праву считается Великий князь Александр Михайлович Романов. (Презентация слайд №3)

Тысяча двести офицеров Российской Армии (согласно истории) узнав об этом, написали рапорта по команде с просьбой направить их в эту школу для обучения полетам на аэроплане. Но конкурс оказался сто человек на место, и было отобрано всего двенадцать гусаров и уланов для обучения, так как инструкторов было всего шесть, получивших удостоверение пилота во Франции. На должность шеф-пилота Александр Михайлович пригласил знаменитого тогда Михаила Никифоровича Ефимова, первого летчика России. (Презентация слайд №4)

Первый выпуск был произведен Императором России Николаем II в Ливадии 26 октября 1911 года. (Презентация слайд № 5, 6)

В 1912 году авиашколу перевели с окраины Севастополя, 20 километров севернее на лучшую летную площадку, рядом с крымской речкой Кача.

А к выпускникам этой первой школы авиации пристало народное название — «качинцы». Только в 1938 году, имея определенные заслуги перед Отечеством, школа официально получила название Качинской. (Презентация слайд № 7-9)

До октября 1917 года школа выпустила 609 летчиков, что в Первую мировую войну позволило обеспечить Российскую авиацию летными кадрами. История сохранила мало имён авиаторов Первой мировой. Повезло только, совершившим самые яркие подвиги во славу Отечества.

Среди них: П. Н. Нестеров, Е.

Н. Крутень, К. К.

Арцеулов, А. Прокофьев-Северский, А. А.

Казаков, В. М. Ткачёв, И.

А. Орлов. Все подготовленные летчики прошли сражения Первой мировой войны. У Е.Н. Крутеня, К.К.

Арцеулова, И.А. Орлова было по 15-20 сбитых самолетов врага, а у А. А.

Казакова — 32. (Презентация слайд № 10, 11)

Кача пережила Гражданскую войну и продолжила свою профессиональную работу после 1920 года.

В декабре 1922 года, объединившись с Гатчинской школой, стала называться Школа авиации России № 1.

Особенно успешно Кача работала в 30-е годы, подготовив почти 7000 пилотов. В то далёкое время страна уже гордилась питомцами Качи — Героями Советского Союза Я. В.

Смушкевичем, Г. П. Кравченко, Я.

И. Алкснисом, рекордсменкой мира П. Д.

Осипенко и другими летчиками. В школе учились сыновья И. Сталина, Е.

Ярославского, М. Фрунзе, А. Микояна.

(Презентация слайд № 12)

Картина 2: Качинцы во время Великой Отечественной войны

Самый большой выпуск за всю историю Качи был в 1940 году, когда в строевые части накануне войны было направлено тысяча четыреста пять летчиков — качинцев.

Мнение эксперта
Павлов Александр Петрович

Среди тех, кто внес неоценимых вклад в достижение Победы над фашисткой Германией и милитаристской Японией была и героическая плеяда качинцев.

Особенную известность училище обрело в годы Великой Отечественной войны. С начала войны Качинская авиашкола сразу оказалась в гуще событий. Она участвует в охране воздушной зоны Севастополя, в июле 1941 года выпускает 256 летчиков — истребителей.

Прославленный летчик — испытатель, Герой Советского Союза Степан Павлович Супрун срочно формирует на базе училища и летчиков — испытателей авиационный полк, который 30 июня 1941 года убывает полным составом на западный фронт. А 4 июля 1941 года Супрун участвует лично в схватке с шестью самолетами врага, три из них, он сбивает, но и сам погибает в этом бою. Замужество и проявленный героизм был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

(Презентация слайд № 13)

В конце июня 1941 года Качинскую авиашколу перебазируют в Красный Кут Саратовской области. И всю войну в тяжелейших условиях, она продолжает готовить летные кадры для фронта.

За годы войны школа подготовила для фронта 2228 летчиков в основном для истребительной и штурмовой авиации.289 качинцев были удостоены звания Героя Советского Союза, 10 из них — дважды Героя, а А. И. Покрышкин стал трижды Героем.

Только на счету этих героев 3172 сбитых самолета врага.

Летом и осенью 1942 года гитлеровские полчища рвались к Сталинграду. Качинская авиашкола сыграла важную роль в защите коммуникаций в период Сталинградской битвы. В битве за Сталиград 130 воинов стали Героями Советского Союза, 76 из них лётчики, 11качинцы: А. Ф.

Соломатин, В. Н. Макаров, Г.

П. Кузьмин, Г. К.

Гультяев, Н. И. Власов, Ч.

К. Бенделиани, В. Я.

Алкидов, А. Д. Анискин, Н.

Г. Абрамашвили, Б. Н.

Ерёмин, В. В. Землянский.

(Презентация слайд № 14,15)

На Аллее Героев в нашем городе — фамилии самых известных защитников Сталинграда, их всего сто тридцать, удостоенных звания Героя Советского Союза за Сталинградскую битву. Это — пехотинцы, танкисты, моряки, артиллеристы, но 76 из них — летчики, а 11 человек — наши прославленные качинцы. (Презентация слайд № 16)

Трудно перечислить всех Героев. Только за Великую Отечественную войну двести восемьдесят девять качинцев были удостоены звания Героя Советского Союза. Можно с уверенностью сказать, что нет в нашей стране другого военного учебного заведения, которое бы так могло гордиться своими воспитанниками.

Из трех трижды Героев Советского Союза за Великую Отечественную войну наш самый результативный ас и теоретик воздушного боя Александр Иванович Покрышкин. (Презентация слайд № 17)

На его счету более ста сбитых самолетов, хотя официально, считается 59. Но ветераны войны знают, что существовала методика «поработать в копилку на ведомых». Он закончил войну командиром авиационной дивизии, а американский Президент Франклин Рузвельт назвал его лучшим летчиком всей антигитлеровской коалиции.

Только качинские летчики-истребители, ставшие Героями, сбили в воздушных боях три тысячи сто семьдесят два вражеских самолета.

Четырнадцать качинцев были дважды удостоены звания Героя.

Картина 3: Жизнь «Качи» в мирное время

История училища в 88 лет разделяется на два равных отрезка времени: до волгоградский — 44 года и другой, начавшийся в 1954 году, когда училище переехало в город-герой на Волге. Здесь Кача перешла на обучение летчиков по программе высшей школы, а потом стала обучать курсантов на сверхзвуковых самолетах, подготовив их около пяти тысяч человек.

Всего же за свою 88-летнюю историю Кача воспитала триста сорок три Героя Советского Союза и двадцать восемь Героев России.

Многие авиаторы стали крупными полководцами и военачальниками. В списке питомцев Качи: 3 Главных маршала авиации, 10 Маршалов, более трехсот генералов, сто восемнадцать заслуженных летчиков — испытателей. (Презентация слайд № 18)

А уже в послевоенное время Кача подготовила и воспитала целый отряд летчиков — космонавтов. Это — и космонавт № 5 Валерий Федорович Быковский (два сына которого учились в Каче), Владимир Александрович Шаталов, чье имя сегодня носит центр дополнительного образования детей в Волгограде «Качинец», это и космонавты Березовой А.Н., Афанасьев В.М., Корзун В.Г. и многие качинцы, которые сейчас находятся на программах к очередным космическим полетам.

(Презентация слайд № 19,20)

Так уже бывало, когда качинцы готовились к полетам на Луну, программе «Буран», а, возможно, и к другим планетам.

Сложно и напряженно училище работало и 53 послевоенных года, из них, 44 года — на Волгоградской земле. Здесь училище по-настоящему крепло и развивалось, а точнее сказать — шагало в ногу со временем и берегло свой высокий авторитет.

В эти годы перешли на обучение по программе высшей школы, стали обучать курсантов на реактивных самолетах, уверенно осваивать Л-29, Л-39, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21 самых различных модификаций и подготовили более пяти тысяч летчиков-инженеров. (Презентация слайд № 21)

И как сказал поэт Касаткин-Ростовский на заре развития авиации

«И отзовется вам, в небо летавшим,
Родина сердцем своим,
Вечною памятью доблестно павшим,
Вечною славой живым!».

Источники.

к содержанию ↑

Полеты над Севастополем
К столетию первого выпуска Качинской авиашколы

100 лет назад, 26 октября 1911 года, российский император Николай II принимал в Ливадийском дворце пилотов-авиаторов. Это были первые выпускники первой в России авиационной школы, начавшей свою работу годом ранее в Севастополе.

В ПОИСКАХ ЛЕТНОЙ ПОГОДЫ

Появление школы летчиков в Севастополе связано с именем великого князя Александра Романова — по его инициативе в России начал создаваться воздушный флот и был образован Отдел воздушного флота (ОВФ). По замыслу ОВФ первая школа военных летчиков должна была размещаться в Гатчине, под Петербургом. Однако заказанные во Франции самолеты прибыли не в июне, как предполагалось, а в сентябре.

Но осенью и зимой на самолетах того времени под Петербургом из-за погодных условий летать было бы невозможно. В поисках летной погоды приняли решение временно организовать школу в Севастополе. На Лагерном поле (оно же Куликово) построили деревянный ангар на шесть самолетов и установили три разборных парусиновых ангара.

Первоначально авиационный парк школы насчитывал восемь самолетов французского производства. Первый набор учеников состоял из 30 человек.

Торжественное открытие Севастопольской авиационной школы ОВФ состоялось 11 ноября 1910 года. Через пять дней вышел в свет первый номер нового Севастопольского авиационного иллюстрированного журнала. Вот как описывалось открытие школы на его страницах: «С 9 часов утра начались подъемы и продолжались, с небольшим перерывом для обеда, до наступления темноты».

Надо сказать, что эти первые подъемы были невысоки и недолги — 200–300 метров, 8–10 минут. Правда, самолеты авиашколы поднимались в небо до 60–70 раз в день.

Условия Севастополя оказались чрезвычайно благоприятными для деятельности авиационной школы, и, открывавшаяся как временная, она стала постоянной. Разве что перебазировалась севернее Севастополя, в район реки Качи, почему и стала называться (сначала неофициально) Качинской. А ее выпускников называли качинцами.

к содержанию ↑

АВИАТОР С ПЕЛЕНОК

На должность главного инструктора первой авиашколы великий князь пригласил первого летчика России — знаменитого Михаила Ефимова. Его имя в те годы было у всех на слуху, российская пресса писала о нем много и охотно, даже в стихотворной форме:

Он простодушен, как ребенок.

Стал авиатором с пеленок.

Он ветру верен, звездам верен,

На Марс отправиться намерен…

Правда, эти безыскусные строки не совсем верны — «с пеленок» Ефимов скорее был мотоциклистом. Во всяком случае, еще во время учебы в Одесском железнодорожном училище он увлекся велоспортом, а в 1907 г. приобрел мотоцикл «пежо» и стал чемпионом России по мотоциклетному спорту.

Как мотогонщик Ефимов наверняка со временем поставил бы и другие рекорды, но после того, как он увидел полеты гастролировавших в Одессе французских авиаторов, в его жизни появилась новая мечта. В 1909 г. Ефимов уехал во Францию для обучения в аэроклубе и стал первым русским, получившим диплом пилота.

Пионер французской авиации легендарный Анри Фарман считал Ефимова своим лучшим учеником и именно ему поручил обучать пилотажу французских офицеров. Так что к тому моменту, когда Ефимов возглавил Севастопольскую авиашколу, у него имелся опыт не только авиатора, но и педагога. Кроме того, он оказался хорошим администратором.

Когда после торжественной церемонии открытия авиашколы великий князь пожелал осмотреть летное поле, Ефимов предложил свой автомобиль. Когда машину несколько раз тряхнуло, он тактично заметил: «Обратите внимание, Ваше Высочество, как мал и неудобен аэродром. Нужна более подходящая площадка».

«Это исправимо», — ответил великий князь, и через полтора года школа была перебазирована на более удобный аэродром, расположенный за долиной реки Кача. А вот с учениками отношения у главного инструктора подчас складывались сложные. Большая часть его подопечных принадлежали к высшему сословию.

Ефимов же был выходцем из низов (его отец работал слесарем), и некоторые из учеников смотрели на учителя сверху вниз.

После революции Ефимов принял сторону большевиков. В июле 1919-го летчик отступил вместе с Красной армией из Крыма в Одессу. А через месяц при неожиданном захвате части Одессы белогвардейским десантом был убит.

Арестованного летчика вывезли в шлюпке в море. Офицер, командовавший шлюпкой, предложил ему добраться вплавь до берега, обещая не стрелять. Ефимова развязали, он нырнул — и вслед ему тут же раздались выстрелы…

к содержанию ↑

«…НА ХОДУ ВЫСКАКИВАЛ ИЗ САМОЛЕТА»

Поначалу в работе авиашколы не все было гладко — самолеты все-таки были совершенно новым, для многих непонятным видом техники. Вот, например, выдержки из приказов начальника школы в 1911 году: «За последнее время было несколько случаев, когда летчик при спуске самолета «блерио» гоночного типа, видя, что его наносит на какие-нибудь местные предметы, на ходу выскакивал из самолета, причем каждый раз летчик получал тяжелые увечья. Между тем практика школы ОВФ показала, что при ударах о местные предметы ломаются самолеты, но летчики остаются невредимы, поэтому, безусловно, воспрещаю на ходу выскакивать из самолетов».

И еще: «Весьма важно, чтобы у ученика была каска и он твердо знал, что при полете на «фармане» при спуске при малейшем треске аппарата ему надлежит поднять ноги вверх; многие случаи падения с самолетами показали, что исполнившие указанные правила точно никогда не получали тяжелых повреждений».

Однако не только сами ученики подчас с трудом осваивали летную науку, но и с преподаванием поначалу не все обстояло благополучно. Один из первых выпускников школы вспоминал: «Обучение полетам велось без всяких объяснений: до всего надо было доходить своим умом и ощущениями… Продуманного и систематизированного метода обучения полетам в школе не существовало, инструкторы действовали «кто во что горазд»… Неуверенность, неизведанность и неизвестность порождали у немалого числа летчиков страх перед полетом». Впрочем, все эти трудности первого периода вскоре удалось преодолеть, и Севастопольская школа авиации стала выпускать квалифицированных военных летчиков.

к содержанию ↑

КАЧА
колыбель отечественной авиации

Великий князь вице-адмирал Александр Михайлович Романов (Сандро), внук Николая I — один из организаторов русской авиации и воздухоплавания.

Его детище — Севастопольская офицерская школа авиации, которую он основал в ноябре 1910 года.

В своей автобиографической «Книге воспоминаний» великий князь Александр Михайлович писал:

На 1910 год школа насчитывала 8 самоле­тов:
2 биплана «Фарман-IV»
3 моноплана «Блерио -XI»
1 биплан «Соммер»
2 моноплана «Антуаниет»

Мощность двигателей колебалась от 40 до 50 лошади­ных сил, а скорость едва достигала 70 км/час.

Михаил Ефимов и Анри Фарман

Михаил Ефимов с учениками

Мнение эксперта
Павлов Александр Петрович

Николай II лично принял первых выпускников в Ливадийском дворце.
А великому князю Александру Михайловичу император сказал: «Ты был прав, прости меня за то, что я относился к твоей идее недоверчиво».

Таким образом в 1912 году под Севастополем возле реки Кача был приобретен пригодный под аэродром участок земли. Близлежащий хутор Александро-Михайловка был переименован в поселок Кача.

Новое место предстояло обустроить. Разметить летное поле, возвести каменные ангары и мастерские, построить здания для офицерского собрания (ДОС), руководителей (инструкторов) и авиаторов-офицеров. Также предстояло возвести казарму для авиаторов нижних чинов и другие служебные здания.

За 1912 год школа налетала почти 910 часов.
Учения и подъемы начинались в Каче с 9 часов утра и продолжались,
с небольшим перерывом для обеда, до наступления темноты.

Надо сказать, что эти первые подъемы в воздух были невысоки и недолги — 200–300 метров, 8–10 минут. Правда, самолеты авиашколы поднимались в небо до 60–70 раз в день.


В августе этого же года совершили всемирно известные дальние перелеты из Севастополя в Санкт-Петербург лейтенант Дыбовский В.В. и штабс-капитан Андреади Д.Г.
(летел через Одессу).

Следующая
ВоеннымПечать в паспорте о воинской обязанности 2025 год

Добавить комментарий

Adblock
detector