Высшее военно морское училище подводного плавания
31 марта 1944 г. Советское правительство приняло постановление об организации военно-морских подготовительных училищ. В Ленинграде, для создания нового военно-морского учебного заведения, городской Совет депутатов трудящихся отдал помещения бывшей 1-й и 12-й средних школ и Дома пионеров, размещавшихся в старинном здании в Приютском (Морском) пер., построенном для пансионата еще в XIX в.
Новое учебное заведение с трехлетним сроком обучения, получило наименование Ленинградского Военно-Морского подготовительного училища. Согласно приказу народного комиссара ВМФ от 30 апреля 1944 г. Ленинградское военно-морское подготовительное училище должно было формироваться на базе двух специальных военно-морских школ, подлежащих расформированию: 2-й Ленинградской, эвакуированной с началом войны в сибирский городок Тару, и 1-й Московской.
Летом 1944 г. училище было открыто.
Сразу же был проведен ремонт зданий, серьезно пострадавших за время блокады. Особенно сильно пострадал от бомбардировок и артиллерийских обстрелов главный учебный корпус.
В течение первых трех месяцев были отремонтированы часть классных и спальных помещений, столовая, лазарет, физкультурный зал.
Формирование училища продолжалось около полугода и закончилось к 7 ноября 1944 г. В училище было сформировано три курса: первый (младший), второй (средний) и третий (старший). Курсы делились на роты.
Каждая рота подразделялась на взводы. 28 апреля 1945 г. начальник Военно-Морских учебных заведений от имени Президиума Верховного Совета СССР вручил военно-морскому подготовительному училищу Знамя части.
Приказом ГК ВМС СССР 1-е Балтийское высшее военно-морское училище ВМС, образованное на базе Ленинградского военно-морского подготовительного училища 8 апреля 1948 г., было переименовано в 1-е Высшее военно-морское училище подводного плавания. Специализация подготовки курсантов по подводному профилю началась уже в сентябре 1953 г., когда в училище было сформировано два факультета, призванных готовить подводников по двум основным специальностям: штурманской и минно-торпедной. Принятие на вооружение подводных лодок с баллистическими и крылатыми ракетами потребовало создания в октябре 1958 г.
факультета ракетного вооружения.
В 1958 училищу было присвоено имя Ленинского комсомола.
В 1998 г. в связи с реорганизацией военных учебных заведений ВВМУПП им. Ленинского Комсомола было объединено с ВВМУ им.
Фрунзе и получило название Санкт-Петербургский Военно-Морской институт.
Начальниками ВВМУПП в разное время назначались опытные подводники контр-адмирал Константин Матвеевич Кузнецов (1953-1955), Герой Советского Союза контр-адмирал Николай Павлович Египко (1955-1966), контр-адмирал Павел Иванович Парамошкин (1966-1973), вице-адмирал Георгий Лукич Неволин (1973-1984), Герой Советского Союза вице-адмирал Егор Андреевич Томко (1984-1992), контр-адмирал Богдан Михайлович Малярчук (1992-1999).
Более 100 выпускников училища стали адмиралами, 16 офицеров удостоены звания Героя Советского Союза и РФ. В подготовительном училище с момента его основания учился юнга Северного флота, участник Великой Отечественной войны Валентин Пикуль, рулевой сигнальщик с эскадренного миноносца, а в последствии — известный советский писатель.
История создания
- В 1944 году было создано Ленинградское военно-морское подготовительное училище.
- В 1948 году училище было переформировано в 1-е Балтийское высшее военно-морское училище.
- В мае 1954 года училище было переименовано в 1-е высшее военно-морское училище подводного плавания.
В ознаменование 40-летия ВЛКСМ в 1958 году училищу было присвоено имя Ленинского Комсомола. Под наименованием Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского Комсомола оно просуществовало вплоть до реорганизации в 1998 году, когда в связи с так называемой оптимизацией военно-учебных заведений ВВМУПП имени Ленинского комсомола было объединено с Высшим военно-морским училищем имени М. В.
Фрунзе и получило название Санкт-Петербургский военно-морской институт.
к содержанию ↑Начальники училища
- капитан 1 ранга Авраамов, Николай Юрьевич (1944—1946)
- контр-адмирал Никитин, Борис Викторович (1948—1953)
- контр-адмирал Кузнецов, Константин Матвеевич (1953—1955)
- вице-адмирал Египко, Николай Павлович (1955—1966)
- вице-адмирал Парамошкин Павел Иванович (1966—1973)
- вице-адмирал Неволин, Георгий Лукич (1973—1984)
- вице-адмирал Томко Егор Андреевич (1984—1992)
- контр-адмирал Малярчук, Богдан Михайлович (1992—1998)
Особенности обучения
В 1958 году, в 40-ю годовщину ВЛКСМ, училищу было присвоено имя Ленинского комсомола. С тех пор оно стало называться Высшим военно-морским училищем подводного плавания имени Ленинского комсомола.
Основу боевой мощи Военно-Морского Флота наряду с дизельными подводными лодками составили атомные подводные лодки, вооруженные ракетами и торпедами с ядерными боеголовками, что повлекло за собой коренные изменения в тактике использования кораблей флота и применения их оружия. Для управления сложной боевой техникой подводных лодок нужны были офицеры с инженерным образованием, способные умело обучать и воспитывать личный состав.
Организацией и совершенствованием учебно-лабораторной базы в то время занимался учебный отдел. Под руководством старшего помощника отдела майора-инженера В.А. Цыглина и старшего инженера отдела капитана 1 ранга запаса А.В.
Картавенко в течение двух лет были созданы заново лаборатории, учебные кабинеты, учебные и экспериментальные производственные мастерские, которые обеспечили подготовку выпускников с инженерным образованием. Лабораторный корпус был построен и вступил в строй в 1965 году.
Большую помощь в создании учебно-лабораторной базы оказали умельцы-рационализаторы.
Благодаря самоотверженному труду всего коллектива училища вступили в строй лаборатории с действующими комплексами радиотехнической аппаратуры и учебные кабинеты, в которых будущие офицеры решали задачи по боевому применению торпедного, минного и других видов оружия. По инициативе кафедры тактики в училище впервые был создан методический кабинет по подготовке вахтенного офицера подводной лодки. Проведение занятий по тактике ВМФ в специально оборудованном кабинете позволило преподавателям значительно усилить тактическую и военно-морскую подготовку курсантов.
Переход училища на новый профиль потребовал перестройки и воспитательной работы. Политотдел училища, партийные и комсомольские организации главное внимание сосредоточили на воспитании у курсантов высоких политических и морально-боевых качеств, ответственного отношения к овладению военными и инженерными знаниями в области своей будущей профессии.
В 1960 году в училище была воссоздана кафедра морской практики. На тренажере «Вахтенный офицер» они учили курсантов навыкам будущих вахтенных офицеров подводных лодок и выработке у них командных навыков.
В училище проводилось много интересных мероприятий, направленных на улучшение воспитания курсантов. В подразделениях регулярно устраивались встречи с передовыми подводниками флотов и выпускниками училища.
Одной из замечательных традиций училища стало посвящение первокурсников в подводники. Посвящение проводилось торжественно, в присутствии командования и всего профессорско-преподавательского состава, приглашались ветераны-подводники, герои Великой Отечественной войны, родители. Каждому курсанту вручалась специальная «Памятка».
Торжественно звучали напутствия молодым подводникам. Выступали подводники разных поколений, заслуженные подводники времен войны и известные подводники наших дней, участники послевоенных дальних походов подводных лодок.
Другая традиция — ежегодные встречи курсантов с офицерами-выпускниками училища. Эти встречи обогащали курсантов, прививали им любовь к избранной профессии, помогали коллективу училища обучать и воспитывать будущих офицеров на примерах, взятых из жизни Военно-Морского Флота.
Командование, политотдел, партийные и комсомольские организации училища заботились о том, чтобы свободное от занятий и службы время курсанты проводили интересно и с наибольшей пользой для идейно-политического воспитания, повышения культурного уровня, развития творческих способностей.
К услугам курсантов библиотека, клуб, музей, где проводятся интересные мероприятия. Для повышения общей культуры курсантов, воспитания их на боевых и революционных традициях использовались исключительно богатые возможности города. История русского и советского флотов неразрывно связана с историей Ленинграда-Петербурга.
Важное место в системе учебно-воспитательной работы принадлежит фундаментальной библиотеке училища, созданной на базе библиотеки Ленинградского военно-морского подготовительного училища. Книжный фонд библиотеки составляет свыше 200 тысяч экземпляров общественно-политической, военной, военно-морской, научной, учебной литературы.
Коллектив библиотеки проводил большую работу по пропаганде той литературы, которая способствовала воспитанию у курсайтов идейной убежденности, высоких морально-боевых качеств, любви к Родине, ненависти к ее врагам и выработке активной жизненной позиции, тем самым оказывая помощь командованию, политическому отделу училища в укреплении дисциплины, пропаганде требований присяги, уставов среди курсантов для подготовки высококвалифицированных защитников Родины.
Большое внимание в училище уделялось развитию водных и морских видов спорта. Команды по плаванию и подводному спорту побеждали на всех соревнованиях военно-учебных заведений ВС СССР и ВМУЗ ВМФ.
Большое внимание в училище в это время уделялось развитию массового спорта: 100% курсантов училища имели спортивные разряды и около 70% были значкистами ГТО; ежегодно почти 100% выпускников получали удостоверение «Нештатный инструктор по физической подготовке» или «Нештатный тренер по спорту».
Достижению высоких спортивных показателей курсантами училища способствовало не только наличие современной спортивной базы, но и внимательное отношение к состоянию спортивно-массовой работы со стороны командования училища, наличие высококвалифицированного преподавательского и тренерского состава на кафедре физической подготовки и спорта.
СледующаяВ училище трудилось много рабочих и служащих, которые создавали все необходимые условия для жизни и учебы будущих офицеров Военно-Морского Флота.