Новый «стройбат»: «Военно-строительная компания»
До недавнего времени военное строительство находилось в ведении Федерального агентства специального строительства (Спецстрой). С 2010 г. осуществлялась масштабная реформа Спецстроя, связанная с модернизацией вооруженных сил.
Однако эти меры не привели к желаемым результатам, и военное строительство сталкивалось с различными затруднениями и проблемами.
В конце 2016 г. был подписан президентский указ о расформировании Спецстроя. Структуры из его состава передавались в Минобороны, сохраняя все свои функции.
На базе этих организаций был сформирован нынешний Военно-строительный комплекс Минобороны России. В конце сентября 2017 г. Спецстрой прекратил свое существование как юридическое лицо.
В марте 2019 г. руководство Минобороны рассказало о планах по новому изменению системы военного строительства. На базе ВСК МО предлагалось создать некоммерческую публично-правовую компанию с аналогичными функциями.
На тот момент военное ведомство и руководство страны составляли план будущих преобразований.
Наконец, 18 октября президент подписал указ о формировании ППК «Военно-строительная компания». В соответствии с этим документом, в течение следующих трех месяцев Минобороны должно зарегистрировать новое юридическое лицо, передать ему необходимую инфраструктуру и выполнить ряд других задач. По результатам этой работы при Минобороны появится новая организация, способная взять на себя обязанности ранее существовавших.
к содержанию ↑Статус и структура
«ВПК» создается в форме публично-правовой компании. Насколько известно, это всего лишь третья организация такого рода, созданная в нашей стране с 2016 г. Такая форма была выбрана по ряду причин, связанных с характером будущей деятельности и особенностями работы.
В марте министр обороны Сергей Шойгу отмечал, что результатом создания ППК «ВПК» станет переход к единой некоммерческой структуре военного строительства со статусом единого исполнителя работ. За счет этого строительство военных объектов выводится из коммерческого сектора, а также обеспечиваются соблюдение государственных интересов и безопасность военно-строительного комплекса.
Стали известны некоторые особенности структуры новой организации. В интервью для РБК замминистра обороны Тимур Иванов указал, какие структуры войдут в ее состав. В «ВСК» будет не менее 11 различных организаций.
Это будут 20-й и 31-й проектные институты Минобороны, Главное управление обустройства войск, а также пять строительных предприятий (по одному в каждом военном округе и на Северном флоте) и три специализированные организации по строительству аэродромов, гидротехнических сооружений и объектов ядерной сферы.
Создание ППК «ВСК» сопровождается оптимизацией структур и численности персонала. По словам Т. Иванова, в ходе подготовки к формированию компании управляющий штат удалось сократить на 30%.
Также планируется избавиться от лишних подрядчиков. Собственными силами компания сможет выполнять порядка 60% работ.
к содержанию ↑Цели и задачи
Как следует из названия, основной целью «Военно-строительной компании» станет военное строительство во всех его проявлениях. Компания станет генеральным подрядчиком по строительству военных и специальных объектов – за исключением проектов в интересах отдельных ведомств. Благодаря наличию военно-строительных частей, компания также станет основным исполнителем работ.
При этом ей все равно придется привлекать сторонних подрядчиков.
На ППК «ВСК» возлагаются все задачи, ранее выполнявшиеся Спецстроем и Военно-строительным комплексом Минобороны. Организации из ее состава будут выполнять все работы, от планировки территорий и проектирования до монтажа оборудования и создания социальной инфраструктуры вокруг объектов. Для оптимизации расходов на строительство предлагается создавать и внедрять типовые проекты различных объектов и сооружений.
Различные аспекты деятельности и принципы работы «ВСК» будут определены в ближайшее время. Сейчас завершается формирование необходимых документов, в соответствии с которыми она будет работать. Новое юридическое лицо должно появиться до середины января 2020 г., и тогда же оно начнет свою деятельность.
к содержанию ↑Большие проекты
В течение последних лет Минобороны продолжает строительство различных объектов военного назначения по всей стране, и в будущем этот процесс не прекратится. Так, в Госпрограмме вооружений на 2018-2027 гг. на проекты строительства заложены траты в размере 1 трлн рублей.
Результатом использования этих денег и выполнения утвержденных планов станет появление новых военных объектов и модернизация старых – по всей стране и в интересах всех видов вооруженных сил.
Будущие задачи и работы ППК «ВСК» можно рассмотреть на примере нынешней деятельности Военно-строительного комплекса. Несколько дней назад Минобороны провели Единый день военной приемки, в ходе которого огласили результаты военного строительства в этом году. Основные проекты такого рода сейчас предусматривают модернизацию аэродромов и военно-морских баз, а также обновление инфраструктуры РВСН и создание новых объектов в Арктике.
Ведутся работы на 5000 зданий и сооружений. Только в интересах ядерных сил с начала года построили 501 здание.
На следующий год запланировано завершение строительства арсеналов для хранения боеприпасов и оружия. Также в нескольких районах запланировано развертывание новых частей и вооружений. К примеру, в 2020 г.
на Курильских островах начнут службу береговые комплексы «Бал». В 2025-м следует закончить обновление и перестройку инфраструктуры для РВСН. Министерство обороны также предлагает присоединиться к строительству космодрома «Восточный».
Все эти работы, за которые сейчас отвечает Военно-строительный комплекс, в ближайшее время перейдут в ведение вновь образованной «Военно-строительной компании». Цели и задачи военного строительства останутся прежними, но теперь выполняется организационная, экономическая и юридическая оптимизация подобных процессов.
к содержанию ↑Поводы для критики
В отечественных СМИ уже появились критические оценки нового шага Минобороны. Утверждается, что появление новой «ВСК» может негативно сказаться на стоимости, качестве и эффективности работ.
Главный повод для критики – монополизация отрасли. При строительстве инфраструктуры и социальных объектов это может привести к известным проблемам, связанным с отсутствием конкуренции. Монополизация строительства может привести к росту стоимости, изменению сроков или снижению качества.
Пока не определен механизм взаимодействия ППК «ВСК» с субподрядчиками. Как решат эти вопросы, и к чему это приведет – станет ясно позже.
Высказываются претензии к идее типового строительства. Такой подход позволяет ускорить и удешевить массовое строительство схожих объектов. Однако он затрудняет модернизацию проекта и внедрение новых решений.
Удастся ли «ВСК» решить эту проблему – другой важный вопрос.
Следующая