Центр военно-политических исследований
Обеспечение надежной военной безопасности любого государства связано, с одной стороны, с установлением неконфронтационных, а по возможности партнерских или дружественных отношений с субъектами мирового сообщества, а с другой, со способностью противостоять возможным военным угрозам из-вне и изнутри. Поэтому рассмотрение характера существующих межгосударственных отношений, выявление источников военной опасности и реальных военных угроз являются исходными положениями для исследования проблем обеспечения военной безопасности страны.
Получение оценок военных опасностей и угроз — одна из центральных задач обоснования исходных данных для военного планирования, важнейшей составной части стратегического планирования в Российской Федерации. Анализ практики решения этой задачи показал, что сформировавшееся представление о сущности военных угроз, их происхождения и структуры нередко не только не помогает, но и мешает обоснованному принятию решения о мерах по обеспечению военной безопасности.
В Стратегии национальной безопасности РФ даётся определение угрозы национальной безопасности, которое должно послужить методологической основой для формулирования других видов угроз: «Угроза национальной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам»[1].
Однако в Военной доктрине определение военной угрозы не соответствует подходу, данному в Стратегии национальной безопасности и под военной угрозой понимается «состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию)»[2]. Этим объясняется перечень военных угроз, приведенный в Военной доктрине. Приведём его полностью:
— резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы. (В настоящее время данный фактор особенно ярко проявляется в отношениях между РФ и Украиной, между РФ и Турцией, а также в отношениях между РФ и НАТО);
— воспрепятствование работе систем государственного и военного управления РФ, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической, фармацевтической и медицинской промышленности и других потенциально опасных объектов;
— создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории РФ и ее союзников;
— демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях государств, сопредельных с РФ и ее союзников;
— активизация деятельности ВС отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или общей мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.
Анализ приведенного перечня угроз показывает, что они отражают некоторые стороны состояния военно-политической обстановки, но не указывают на тот возможный ущерб национальным интересам России, который эти действия могут нанести. Вместе с тем, специалистам известно, что военные угрозы России отличаются между собой как в зависимости от рассматриваемого ТВД (СН), так и от других факторов, например, возможных целей применения военной силы.
Примечательно в этой связи, что в военно-политических установках США понятие «военная угроза» вообще отсутствует, а речь ведется об угрозах «интересам США» и их союзников или угрозах «национальной безопасности» или «гражданам США».
А это позволяет использовать военную силу не только в ситуации непосредственной военной угрозы, а в любой другой ситуации, когда американские интересы находятся под ударом. И такой подход вполне оправдан, так как военная сила существует не только для того, чтобы отражать внешнюю агрессию, но и для решения широкого спектра национальных задач, в том числе в области экономики, защиты прав, жизни и здоровья российских граждан и в других гуманитарных целях, а также для поддержания международного мира и безопасности, включая борьбу с терроризмом.
В этом контексте представляется необходимым уточнить содержание такого ключевого для обеспечения военной безопасности фактора, как угроза национальной безопасности, установив разновидности этих понятий, что рациональнее всего сделать с помощью классификации. С этой целью следует проанализировать соотношение национальной и военной безопасности, виды угроз жизненно важным интересам личности, государства и общества.
[1] Стратегия национальной безопасности. Утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683.
[2] Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 26 декабря 2014 года. 30 декабря 2014 г. в «РГ» — Федеральный выпуск № 6570.
к содержанию ↑Преимущества и недостатки
В докладе рассматриваются ключевые показатели вооруженных сил России и НАТО, а также политические и экономические особенности. Из этих данных выводятся общие тенденции, влияющие на соотношение сил и обстановку. Специалисты FOI отмечают, что обе стороны гипотетического вооруженного конфликта имеют свои преимущества друг перед другом.
Грамотное их использование может повлиять на исход предполагаемой войны.
С точки зрения военной, политической и экономической мощи, объединенные европейские силы превосходят Россию или Китай. Однако такое превосходство может быть получено только при правильной координации действий всех стран и при отсутствии разногласий. Учитывая это, российский и китайский «режимы» стремятся подрывать контуры взаимодействия стран-вероятных противников.
Сильными сторонами России называют единую систему управления, последовательные стратегии и возможность быстрого выполнения поставленных задач. В то же время, российская экономика слаба, растет социальное недовольство, а государственные структуры опираются на личность одного лидера.
Точные планы верховного командования вооруженных сил России остаются неизвестными. Однако в последние годы принимались значительные меры по строительству, планированию и применению войск. В FOI полагают, что российская армия способна быстро перебрасывать крупные группировки войск и поддерживать их деятельность, имеются развитые и эффективные контуры управления и т.д.
Эти факторы дают преимущества при боевой работе на территории России и в ближайших районах Европы.
Начиная с саммита в 2014 г., НАТО осуществляет различные программы модернизации своей европейской группировки. Составляются и актуализируются планы переброски и развертывания войск, заключаются новые соглашения о взаимодействии и вводятся новые руководящие документы. Однако в текущем планировании есть некоторые пробелы.
Не определены точные составы командных структур. Отсутствуют четкие планы по развертыванию и применению войск в тех или иных ситуациях и т.д.
Однозначным преимуществом России являются многочисленные и хорошо оснащенные сухопутные войска, имеющий значительный опыт. В минимальные сроки могут быть собраны ударные группировки для наступления в заданных районах. Страны НАТО могут собрать схожий контингент только совместными усилиями.
Также отмечается отставание в процессах логистики и поддержки.
Одной из главных проблем НАТО является рассредоточение вооруженных сил по всей Европе. Сбор группировок нескольких армий на одном направлении является достаточно сложной и длительной операцией. На ее ходе и результатах также может сказаться низкий уровень боевой готовности, поддерживаемый европейскими армиями.
НАТО имеет преимущества в военно-воздушной и военно-морской сферах. Альянс может собрать авиационные и корабельные группировки, по количеству и качеству превосходящие российские ВВС и ВМФ. Однако преимущества в этих сферах гарантируются только при условии участия США и при быстром прибытии их кораблей и самолетов на театр военных действий.
к содержанию ↑Гипотетическая операция
Соотношение сил и возможности России и НАТО рассматриваются на примере гипотетического конфликта в Восточной Европе, начатого российской стороной. По сценарию от FOI, российская армия начинает наступление на Прибалтику со своей и белорусской территории. Целью такого наступления является быстрый захват территорий и уничтожение местных сил НАТО.
Предполагается, что на оперативно-тактическом уровне ход и результаты такого конфликта будут определяться, главным образом, сухопутными войсками. Быстрая переброска тактической авиации позволяет странам НАТО рассчитывать на поражение российской ПВО и последующее активное воздействие на сухопутные ударные формирования. Не исключается возможность применения ядерного оружия.
В FOI предполагают, что в течение нескольких первых суток конфликта Россия сможет использовать свои преимущества в сухопутной сфере и развивать наступление. Однако затем НАТО сможет собрать достаточную авиационную группировку, и преимущество перейдет на сторону Альянса. Дальнейший ход конфликта зависит от разнообразных факторов.
Отмечается, что потенциальным ТВД является не только Прибалтика. Конфликты могут начаться и в других регионах, и НАТО следует готовиться к этому. При этом необходимо учитывать не только риски начала войны, но и угрозы иного характера.
к содержанию ↑Шесть шагов
Для повышения потенциала НАТО в Европе и более эффективного противодействия вероятным противникам FOI предлагает принять ряд мер. Реализация шести ключевых предложений позволит значительно повысить боеспособность как отдельных армий, так и НАТО в целом.
В первую очередь, FOI призывает страны НАТО не ограничиваться противостоянием только с Россией. Необходимо уделять внимание другим угрозам, таким как Китай, иные «неблагонадежные страны» и терроризм. При этом не исключается появление коалиций внутри Альянса, что связано с большим количеством его участников и наличием у них собственных интересов.
Второе предложение касается разработки новой стратегии гибкого реагирования, способной обеспечить сдерживание и активное противодействие противнику. Необходимо охватить весь спектр угроз, от малозаметного воздействия на отдельные страны-союзницы до полномасштабной ядерной войны.
Третья идея – отказ от стремления к лидерству во всех сферах. Европейским странам не обязательно обеспечивать превосходство над Россией во всех направлениях. Необходимы лишь те меры, которые лишат российское командование уверенности в быстрой и легкой победе.
Это позволит сэкономить, но обеспечить эффективное сдерживание – или неприемлемые для России потери в случае конфликта.
Четвертое предложение от FOI предусматривает создание максимально гибких многокомпонентных сил. Следует создать потенциал во всех областях, от киберпространства до космоса; обычные и ядерные силы. Такая сила будет более эффективной, чем просто крупная армия классического образца.
Пятую меру называют самой простой, дешевой и эффективной. Предлагается продолжать процессы строительства, подготовки и координации сил. Параллельно с этим нужен шестой шаг – планирование с прицелом на ближнюю и дальнюю перспективу.
Долгосрочные вложения необходимы и обязательны, но с их помощью не удастся решать актуальные задачи. Поэтому нужны программы быстрой модернизации армий. При этом планы на отдаленное будущее следует составлять с учетом рисков сокращения финансирования и снижения поддержки населения.
Следующая