Памятка по порядку рассмотрения представления прокурора об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации; (утв. ФАНО России)
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, в том числе перечисленные в статьями 9.1, 22, 27, 30 и 33 указанного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и иными прямо указанными в законе субъектами, которые обязаны приступить к исполнению соответствующих требований в установленные законом сроки.
Представление прокурора об устранении нарушений закона в соответствии со статьей 24 Закона о прокуратуре подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
Представление об устранении нарушений закона
Представление прокурора — один из возможных актов прокурорского реагирования. Такое представление может быть вынесено только прокурором или его заместителем и является обязательным для исполнения органами и их должностными лицами, которым предназначен данный документ (пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре).
Жестких требований к содержанию представления прокурора об устранении нарушений в законодательстве не содержится, вместе с тем представление включает, как правило, следующие данные:
название органа, наименование должностного лица, которому адресован документ;
источники информации о выявленных нарушениях (например, результаты проведенной проверки и т.д.);
перечень обнаруженных нарушений со ссылками на соответствующие нормы законодательства;
комментарии относительно порядка и сроков рассмотрения такого представления.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
2. Обработка и исполнение поступившего представления
В соответствии с требованиями пункта 5.3.2. Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Федерального агентства научных организаций, утвержденной приказом ФАНО России от 09.12.2013 N 7 (далее — Инструкция по делопроизводству), поступившее представление представляется Отделом документационного обеспечения
Административного управления (далее — АУ) на доклад руководителю Федерального агентства научных организаций (далее — Агентство) в день поступления или на следующий рабочий день.
Проект указаний по исполнению представления готовятся работниками Отдела документационного обеспечения АУ на основании анализа содержательной части документов, а также исходя из распределения обязанностей между руководителем Агентства и его заместителями.
В соответствии с требованиями пункта 5.5.2 Инструкции по делопроизводству в состав указаний по исполнению представления входят следующие элементы:
ответственный организатор исполнения поручения (фамилия и инициалы заместителей руководителя Агентства);
ответственный исполнитель, соисполнители (фамилия и инициалы начальников управлений, которым дается поручение);
срок исполнения поручения.
Дополнительно (через знак +) указываются фамилии и инициалы должностных лиц, которым данный документ направляется для информации.
Организатором исполнения представления является поименованный первым заместитель руководителя Агентства, который определяет ответственного исполнителя, организует его работу по исполнению представления и, при необходимости, подключает к исполнению другие управления, в том числе не поименованные в указании по исполнению представления руководителя Агентства.
При исполнении поручения по представлению следует учесть, что в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
Следовательно, исполнение поручения не ограничивается только подготовкой ответа на представление.
В этой связи ответственный исполнитель должен выполнить следующий ряд мероприятий.
Изучить представление и определить необходимость привлечения в качестве соисполнителей других управлений для исполнения, в случае если они не были указаны в поручении руководителя Агентства. При необходимости участия других управлений, доложить организатору исполнения об этом. Соответственно организатор исполнения представления дает указание управлениям по исполнению представления.
Далее в течение 5 рабочих дней с момента получения на исполнение представления ответственный исполнитель собирает материалы и информацию по вопросам, указанным в представлении, а соисполнители готовят позицию управления по вопросам представления, а так же необходимые материалы и информацию.
Ответственный исполнитель по собранным материалам и информации в течение 3 рабочих дней готовит доклад о мерах, которые необходимо принять по устранению допущенных нарушений закона, их причинах и условиях, им способствующих (далее — доклад о мерах). Одновременно с докладом на подпись ответственному организатору представляется проект уведомления прокурора о дате и времени рассмотрения представления прокурора (Приложение N 1).
В докладе о мерах ответственный исполнитель должен определить круг лиц, допустивших указанные в представлении нарушения, а так же необходимость проведения служебной проверки, либо ее отсутствие.
Ответственный организатор принимает доклад о мерах и дает соответствующие указания по выполнению и контролю за исполнением. В случае необходимости проведения служебной проверки, с целью привлечения к дисциплинарной ответственности лиц допустивших нарушения, направляет руководителю Агентства ходатайство о ее проведении.
Ответственный организатор в соответствующую дату и время проводит совещание по рассмотрению представления с участием представителей прокуратуры.
Ответственный организатор и ответственный исполнитель в дальнейшем действуют в соответствии с решениями, принятыми на совещании и в рамках своих полномочий.
Ответственный исполнитель за 5 рабочих дней до истечения контрольного срока готовит проект Письма о рассмотрении представления прокурора и мерах, принятых по его итогам (далее — Письмо) (Приложение N 2), визирует его у соисполнителей и представляет ответственному организатору, далее Письмо представляется на подписание руководителю Федерального агентства научных организаций либо лицу, временно исполняющему обязанности руководителя Агентства.
Ответственный исполнитель обязан учитывать:
временные интервалы по этапам исполнения необходимые для исполнения поручения в установленный срок;
время, требуемое для регистрации и отправки Письма;
график работы подразделений адресата, принимающих входящую корреспонденцию;
а также способы и время доставки.
Если последний день срока исполнения поручения приходится на нерабочий день, оно подлежит исполнению в предшествующий ему рабочий день.
3. Особенности при рассмотрении и подготовки отчета
В случае если в представлении затрагиваются вопросы сферы деятельности должностного лица Агентства, то оно не может быть назначено ответственным руководителем или ответственным исполнителем по данному представлению.
В случае если срок мероприятия, проводимого в рамках принимаемых мер по устранению допущенных нарушений закона выходит за месячный срок рассмотрения представления, в Письме указывается конечная дата выполнения и состояние на момент представления Письма. Кроме того, ответственный исполнитель после завершения указанного мероприятия в дополнение к Письму, представленному ранее на имя прокурора, вынесшего представление, направляет информацию о завершении мероприятия срок выполнения которого выходил за пределы месячного срока рассмотрения представления за подписью ответственного организатора.
Приложение N 1
к памятке по порядку рассмотрения
представления прокурора об устранении
выявленных нарушений законодательства
Российской Федерации
Приложение N 1
к памятке по порядку рассмотрения
представления прокурора об устранении
выявленных нарушений законодательства
Российской Федерации
Когда прокуратура запрашивает информацию
В полномочия Прокуратуры входит надзор за соблюдением законов РФ:
- при защите прав и законных интересов граждан государственными органами, муниципальными и организациями всех форм собственности;
- при проведении госзакупок;
- в воинских органах и частях;
- при осуществлении уголовного преследования и при исполнении наказаний.
Правила работы установлены федеральным законом №2202-1 от 17.01.1992. При любом нарушении прав гражданин или организация вправе обратиться за защитой в контролирующий госорган. Получив информацию о нарушении прав или закона, госорган обязан реагировать: провести проверку, установить факт нарушения или его отсутствие и вынести соответствующее предписание.
Проверка проводится на основании обращения или информации о нарушении, полученных из любых других источников. Требование прокуратуры о предоставлении документов связано с проведением таких проверок. Госорган вправе запрашивать только те сведения и документы, которые связаны с предметом проверки.
Не требуют документы или сведения, которые находятся в публичном доступе и официально опубликованы.
к содержанию ↑Сколько времени есть на ответ на запросы прокуратуры
Стандартный срок, чтобы подготовить и отправить ответ в прокуратуру, — 5 рабочих дней. Если сведения запрашиваются в рамках проверки соблюдения законов — в течение двух дней. В исключительных случаях, если имеет место угроза жизни или здоровью, интересам государства или государственной собственности, — в течение суток.
Если организация не готова вовремя предоставить необходимую информацию, следует в течение срока предоставления ответить письмом с сообщением об этом. Важно аргументированно обосновать невозможность вовремя предоставить документы. Это позволит получить отсрочку.
к содержанию ↑Как написать ответ
Ответ готовят на фирменном бланке организации. Текст состоит из трех смысловых частей.
- наименование адресата, куда направляется ответ;
- наименование организации, подающей информацию, ее юридический и фактический адреса, контактные данные;
- реквизиты обращения, полученного организацией: дата получения, исходящий номер прокуратуры и входящий номер организации;
- кратко суть требования.
- изложение требуемой информации;
- причины, по которым информация не предоставлена в срок, обозначенный в требовании, и когда организация ее предоставит;
- отказ в предоставлении и его причины.
- перечень прилагаемых документов;
- дата составления;
- должность, Ф.И.О. подписывающего лица и сама подпись.
Перед отправкой ответ регистрируют и присваивают исходящий номер. Передать ответ в прокуратуру следует способом, позволяющим обеспечить скорейшую доставку адресату и подтверждение вручения.
к содержанию ↑Что будет, если не ответить на требование
В законе однозначно сказано, что получатель требования обязан ответить на запрос. Отсутствие любого ответа на требование прокурора, даже отрицательного, повлечет серьезные последствия.
Представителя организации пригласят на личную встречу. Неявку квалифицируют как административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ.
Пренебрежение прокурорскими требованиями влечет штраф:
- для гражданина — от 1000 до 1500 рублей;
- для должностного лица — от 2000 до 3000 рублей либо дисквалификация от 6 месяцев до одного года;
- для организации — от 50 000 до 100 000 рублей, в отдельных случаях деятельность приостанавливается на срок до 90 суток.
В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.
к содержанию ↑Ответ на представление об устранении. Ст.19.7 КоАП РФ.
Если вы, как должностное лицо или представитель юридического лица получили на руки постановление о рассмотрении дела об административном правонарушении, то в соответствии с частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вам должны были выдать и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения (представление об устранении). На указанный документ вы в течении месяца в обязательном порядке должны написать письмо — ответ на представление об устранении.
к содержанию ↑Ответственность за непредоставление ответа на представление
В случае, если сведения (информация) о принятых мерах по представлению об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, должностному лицу, внесшему указанное представление, в установленный срок не представлены — должностное лицо обязано составить протокол об административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отправить его на рассмотрение в мировой суд.
Статья 19.7 КоАП РФ:
к содержанию ↑влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Рекомендации по оформлению отчета об исполнении предписания
При получении представления не стоит паниковать. Следует внимательно изучить все указанные в письме положения. Возможно, что нарушения, которые были выявлены, являются формальными, и никакой ответственности организация не подлежит.
Если имеет место быть именно такая ситуация, то следует устранить все замечания и составить ответ для Прокуратуры. Зачастую требование об уведомлении прокурора о рассмотрении предписания и о проведение мер, направленных на устранение этих нарушений, является также формальным.
Когда основаниями вынесения представления являются серьезные нарушения законодательства, то рекомендуется организовать собрание и достаточно щепетильно подойти к процессу изучения документа, в том числе ознакомившись с законом, который регламентирует деятельность Прокуратуры.
Посмотрите видео. Предписание об устранении выявленных нарушений:
Важно! Рекомендации по оформлению отчета об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений:
- отчет должен отправляться вместе с сопроводительным письмом, которое также составляется на бланке организации, который имеет перечень всех реквизитов;
- для составления отчета допускается использование как углового, так и продольного видов бланков письма в зависимости от того, где на них расположены реквизиты организации;
- текст отчета должен иметь две части. В начале документа излагается причина, по которой составляется документ. В этой части указываются данные вынесенного представления, которое служит основанием составления отчета. Вторая часть содержит в себе совокупность выводов, сделанных после изучения предписания;
- помните, копии, прилагаемые к отчету, должны быть заверены подписью руководителя, а также печатью организации;
- представляется такой документ в срок, который указан в вынесенном предписании об устранении выявленных в организации нарушений.
Составленный документ доставляется в Прокуратуру следующими способами:
- посредством почтового отправления ценным письмом с описью;
- по электронной почте, при наличии в организации электронно – цифровой печати и подписи;
- лично через канцелярию Прокуратуры.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
к содержанию ↑Процедура рассмотрения представления об устранении нарушений по закону
Рассмотрение проводится коллегиальным способом с предварительным уведомлением прокурора о месте и времени проведения рассмотрения. Рассмотрение выявленных нарушений, а также причин, которые привели к ним, проходит только в указанные время и дату.
Помните! Присутствие прокурора нужно для того, чтобы убедиться в том, что процедура не является простой формальностью. Как правило, в случае присутствия он дает пояснения о выявленных нарушениях, о способах их устранения и о причинах, которые привели к их возникновению.
Следующая