Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков
Училище было создано по приказу Наркома Обороны СССР, изданного 19 августа 1938 года. Первоначально, городом его размещения была Чита. Здесь открылась 30-я по счету школа военных пилотов в СССР.
Спустя всего год, ей было присвоено почетное имя Героя СССР А.К. Серова.
В конце декабря 1939 года приказом Наркома было произведено объединение Батайской школы гражданского воздушного флота и школы военных пилотов имени Серова. Местом ее постоянного размещения стал город Батайск в Ростовской области. К первому году войны это учебное заведение подготовило более 1400 летчиков, способных управлять самолетами И-5, И-15 и И-16.
Для ускорения выпуска кадров на время ВОВ срок обучения был сокращен, он составлял всего 6 месяцев. Основными машинами, на которых проходили подготовку будущие пилоты стали ЛаГГ-3. За время войны школа успела побывать в эвакуации в Евлах (Азербайджан) и сменить профиль подготовки на обучение командных кадров для авиации.
После окончания войны, школа вернулась на привычное место в Батайске и продолжила подготовку курсантов. В распоряжении имелись самолеты Ла-7, Ла-9, Як-11, Як-18 и ПО-2. Прорывом в обучении стало использование реактивных истребителе МиГ-15, произошло это в 1952 году.
Отдельная страница истории училища началась в 1960 году, когда оно было перебазировано в город Краснодар, где получило название Краснодарское летное военное объединенное училище. В его стенах, вплоть до 1991 года, обучались курсанты из других стран. Преподавание и тренировки проводились на 18 видах воздушной техники, включая известные МиГ-29 и Су-27.
Подготовка специалистов для отечественного неба началась только в 1991 году, а с 1993 на учебу стали приниматься курсанты из стран СНГ. В 1998 году учебному заведению было присвоено звание военного института. В 2001 году в его состав вошли Армавирский и Балашовский военный институт летчиков.
Эти учебные заведения, в настоящее время выступают в качестве дополнительных центров подготовки и тренировочных площадок.
Далее последовала череда переименований, часть из которых так и осталась только на бумагах (например, смена названия на Качинский ВАИ). Окончательно наименование Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А. К.
Серова было оставлено за институтом в августе 2015 года.
В 2019 году это учебное заведение обучает пилотов для самолетов Як-130, Л-39, Л-140, Ан-26, Миг-29, Су-27 и Су-25. В состав училища входят аэродромы, расположенные в Кущевке, Котельниково, Тихорецке, Армавире, Майкопе, Балашове, Ртищево и Борисоглебске.
к содержанию ↑Правила приема в учреждение
Основные условия приема и обучение в КВВАУЛ:
- Зачисление производится только по итогам успешного прохождения конкурсного отбора.
- Обучение проводится только в очной форме, на бюджетной основе.
- Для поступления можно выбрать одну из специальностей:
-
- истребительная авиация;
- бомбардировочная авиация и штурмовики;
- военно-транспортное воздушное сообщение;
- дальняя авиация;
- морская авиация.
- Нормативный срок обучения – 63 месяца.
- Присваиваемая квалификация – «Инженер по летной эксплуатации летательных аппаратов».
- Количество мест для приема на 1 курс училища ежегодно корректируется Министерством обороны.
- Все этапы предварительного отбора являются обязательными для прохождения всеми абитуриентами.
Условия поступления в училище
Предварительный отбор абитуриентов осуществляется силами местных военкоматов, либо воинскими частями, где в настоящим момент находятся поступающие. В ходе предварительного отбора оцениваются следующие критерии:
- возраст (по количеству полных лет);
- группа здоровья;
- физическая подготовленность;
- уровень профессиональной пригодности.
Для участия в конкурсном отборе необходимо подать заявление и личное дело:
- В военный комиссариат по месту постоянного проживания – для всех желающих. Срок подачи – до 20 апреля.
- На имя начальника части или руководителя суворовского училища – для действующих военнослужащих или учеников суворовских училищ. Срок предоставления – до 1 апреля.
- На имя начальника КВВАУЛ – для военнослужащих, выполняющих свой долг за пределами России. Крайний срок – до 20 мая.
Требования к кандидатам
Все абитуриенты должны отвечать обязательным требованиям:
- уровень образования – полное среднее или средне-специальное;
- возраст по состоянию на 1 августа года поступления – до 22 лет для не прошедших военную службу и до 24 лет для военнослужащих по призыву. Верхний порог для военных по контракту – 27 лет.
К обучению принимаются кандидаты мужского и женского пола.
к содержанию ↑Документы для поступления
Каждый абитуриент предоставляет заявление (рапорт), к которому прилагает:
- Копию своего свидетельства о рождении и паспорта.
- Автобиографию.
- Характеристику с места последнего обучения, прохождения службы или работы.
- Копию документа, подтверждающего уровень образования.
- Цветные фотографии 4,5х6 см.
- Служебную карточку военнослужащего (для действующих военных).
- Табель об успеваемости (для школьников и студентов).
- Медицинскую справку и заключение врачебной комиссии о категории здоровья.
По прибытию в расположение приемной комиссии для прохождения вступительных испытаний, все кандидаты предоставляют оригиналы перечисленных документов.
к содержанию ↑Какие необходимо сдать экзамены?
Оценка знаний, полученных в рамках освоения общеобразовательной школьной программы, производится путем предоставления результатов ЕГЭ по следующим предметам:
- математика (углубленная);
- физика;
- русский язык.
Некоторые категории поступающих могут пройти вступительные испытания по тем же предметам на базе КВВАУЛ. К таким абитуриентам относятся:
- Лица, сдавшие ГИА по программе полного среднего образования, либо сдавшие аттестационный экзамен (не ЕГЭ) в другом государстве.
- Лица, имеющие диплом о среднем профессиональном образовании.
Все перечисленные абитуриенты могут самостоятельно выбрать условия поступления: сдача ЕГЭ в другом месте или прохождение вступительных испытаний по общеобразовательным предметам в КВВАУЛ. Срок годности сертификата ЕГЭ составляет четыре года.
Минимальный размер баллов по общеобразовательным предметам:
- математика – 27;
- физика – 36;
- русский язык – 36.
Для поступления необходимо набрать максимально возможное количество баллов (из 100), чтобы занять в конкурсном списке наивысшую позицию. Пересдача экзаменов, проводимых институтом, не допускается. Если кандидат не явился в день проведения экзамена по уважительной причине, подтвержденной документально, то он может пересдать его в резервный день.
При несогласии с выставленной оценкой, абитуриент вправе обжаловать ее в течение 3 дней с момента оглашения результатов.
к содержанию ↑Нормативы ФИЗО
Отдельно проводится оценка физической подготовки абитуриентов. Все нормативы по упражнениям основываются на приказе Министерства обороны России № 200. Оценка выставляется по 100-балльной шкале.
Для прохождения испытания, за каждое упражнение необходимо набрать не менее 26 баллов. В противном случае, кандидат выбывает из конкурсного отбора.
Список упражнений, входящих в экзамен по физической подготовке:
- Для абитуриентов мужского пола:
-
- подтягивания;
- бег на 100 метров;
- бег на 3000 метров.
- Для абитуриентов женского пола:
-
- подъем туловища из положения лежа;
- бег на 100 метров;
- бег на 1000 метров.
По каким причинам может быть отказано в зачислении?
В Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков не могут поступить следующие граждане:
- не соответствующие требованиям, предъявляемым к военнослужащим по контракту;
- имеющие обвинительное постановление суда и наказание (даже, условное);
- находящиеся под следствием;
- имеющие в своем прошлом непогашенную судимость;
- находившиеся в местах лишения свободы, вне зависимости от срока и вида преступления;
- имеющие подтвержденные факты или административные наказания за употребление наркотических и психотропных веществ;
- лишенные права занимать любые воинские должности по постановлению суда;
- имеющие законченное высшее образование.
Какова структура?
В состав КВВАУЛ входит пять факультетов:
- Авиационный базовый;
- Истребительной авиации;
- Бомбардировочной и штурмовой авиации;
- Военно-транспортной авиации;
- Специальный.
На базе института функционирует более 15 кафедр, включающих в себя как общеобразовательные науки, так и специальные дисциплины.
Для практической подготовки курсантов служат несколько учебных аэродромов, расположенных в:
- Балашове;
- Майкопе;
- Кущевке;
- Тихорецк;
- Ртищево;
- Котельниково;
- Борисоглебске.
Возглавляет учебное заведение начальник училища, в административной работе ему помогает штаб, во главе с руководителем, и непосредственный заместитель.
к содержанию ↑Получаемое образование
Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков готовит квалифицированные кадры по программе высшего военного образования.
По итогам успешного освоения программы, всем выпускникам присваивается звание офицера ВС РФ и специальность «Инженер по эксплуатации летательных аппаратов».
Обучение проводится по пяти направлениям, согласно типам военной авиации:
- Истребительная.
- Штурмовая.
- Транспортная.
- Дальняя.
- Морская ракетоносная и противолодочная.
Обучение занимает 5 лет и 3 месяца. Доступна только очная форма. После завершения обучения все выпускники направляются на прохождение службы в Вооруженные Силы России на контрактной основе.
Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков – старейшее учебное заведение, которых крайне мало на территории России. Здесь можно получить военное авиационное образование и стать летчиком в Вооруженных Силах РФ.
Интервью с курсантом Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова
— Сергей, что привело вас в авиацию, как возникло желание стать лётчиком?
Это был порыв души! Да, конечно, я думаю, наверное, каждый ребенок, услышав шум реактивного двигателя, выбегал на улицу или смотрел в окно в надежде увидеть, как самолёт машет ему крылом… и я тоже был не исключением. Но с возрастом мой интерес к авиации не пропадал.
Но тогда и подумать не мог, что свяжу свою жизнь с авиацией. Однажды мне попался на глаза документальный фильм про авиацию, в котором звучала музыка Николая Анисимова. И фильм, и музыка тогда что-то перевернули в моей душе.
После этого авиация захватила меня – я стал читать специальную литературу, разбираться в отличии самолётов между собой. И тогда я задал себе вопрос – смогу ли я стать тем самым человеком, который управляет самолётом? У меня возникали сомнения, потому что я знал, что для того чтобы стать хотя бы абитуриентом лётного училища нужно иметь прекрасное здоровье, успешно сдать экзамены и быть в хорошей физической форме.
Но для себя я твердо решил, что буду поступать. Так начался мой долгий путь в небо. Я стал собирать документы, записался к репетиторам, не забывая про физическую подготовку.
Время шло, и не успел я оглянуться, как прошли экзамены, выпускной, и вот я стою перед КПП училища, смотрю на самолёт Су-17 и понимаю, что начался новый этап моей жизни.
На сегодняшний день, я уже курсант третьего курса КВВАУЛ им.А.К. Серова, чем очень горжусь, как и мои родители. Моя любовь к небу только усиливается с каждым днем, и я с нетерпением жду своей первой лётной практики.
— Какой ваш самый любимый самолёт?
Я с трепетом отношусь ко всем поднимающимся в небо машинам! Но больше всего люблю фронтовую бомбардировочную и штурмовую авиацию. За выполняемые ими задачи. К этому виду авиации относятся самолёты Су-34 и Су-25.
И мой самый любимый самолёт – Су-30СМ. Который не так давно переквалифицировали из истребителя в бомбардировщик. Он привлекает меня своими лётно-техническими характеристиками, маневренностью и красотой – мне бы очень хотелось управлять этим самолётом!
к содержанию ↑— Какие качества, по-вашему, являются важными для лётчика?
Важнейшим качеством является самодисциплинированность, потому что каждый лётчик должен быть готов к полётам. Есть крылатое выражение – «Если лётчик идёт в полёт как на подвиг – значит он к полётам не готов». Второе важное качество – преданность небу! Лётчик должен болеть своей профессией.
В авиацию идут не за большой зарплатой, а идут по состоянию души – как пошёл и я! Потому что эта романтика неба, эти виды из кабины самолёта – они завораживают душу!
— Кто является для вас примером того, каким должен быть лётчик?
Первый человек, который мне сразу вспоминается, это Тимур Апакидзе, прародитель всей палубной авиации в нашей стране. Я читал его биографию, смотрел документальные фильмы о нём, и больше всего в нём нравилось то, что он был фанатом своего дела! Если у него случалась какая-то авария, то больше всего он переживал за машину и говорил – «Лучше я уйду вместе с самолётом, чем потеряю его». Он был не только замечательным лётчиком, но и офицером, командиром.
После распада СССР у лётчиков его полка (базировавшегося в Крыму) была дилемма: принять присягу второй раз и остаться служить в Крыму, что, на мой взгляд, недопустимо для офицера, либо – не принимать, и остаться верным своей Родине, России и поехать служить в какое-то менее уютное место. Он вышел перед строем и сказал, на мой взгляд, очень правильные слова – «Я никого не заставляю идти за мной, я понимаю, что у вас есть обстоятельства, семьи. Но я, как настоящий русский офицер, два раза присягу не принимаю.
Кто считает также – уйдёт со мной, а кто нет – того я не осуждаю». Именно такой человек является для меня примером, как лётчик и как командир.
к содержанию ↑— Какие ваши ближайшие цели в освоении профессии?
Самая главная моя цель – покорить небо и стать офицером Воздушно — Космических Сил. И на этом пути я наметил для себя несколько промежуточных целей. Первая из них – вылететь самостоятельно на самолёте L-39.
Далее, освоить второй тип самолёта – Як-130. И возможно, на пятом курсе нам предоставят для освоения боевой самолёт Су-25. Таким образом, максимальная цель для меня, будучи курсантом – успешно освоить три типа самолётов.
к содержанию ↑— Как вы видите себя через десять лет?
Надеюсь, у меня всё сложится хорошо, и я буду продолжать свою службу в рядах вооруженных сил. Через десять лет я планирую занимать руководящую должность, как минимум – командир звена или заместитель командира эскадрильи. А также – успешно проявить себя в боевой подготовке, на учениях, либо соревнованиях «Авиадартс».
— Какое впечатление произвело на вас выступление АГВП «Стрижи»?
Это что-то невероятное! Да, у меня рядом есть учебный полк с самолётами L-39, но такое авиашоу я увидел впервые! У меня всё переворачивалось в душе – боевые самолёты так близко! Эти фигуры, пилотаж – у меня мурашки по коже шли! В тот момент я представлял себя на месте лётчиков!
к содержанию ↑— Что бы вы посоветовали ребятам, которые планируют поступать в лётное училище?
Самое главное – это чтобы к профессии лежала душа, было искреннее желание стать лётчиком. Также нужно следить за своим здоровьем, поменьше увлекаться телефонами и компьютером, так как это может посадить зрение. А также – заниматься спортом, таким как волейбол, плавание, настольный теннис, который развивает быструю реакцию и вестибулярный аппарат.
Важно также хорошо учиться – в одиннадцатом классе я считал себя лётчиком больше, чем сейчас за четыре месяца до лётной практики, потому что тогда не понимал, насколько это сложно – управлять самолётом. Думал – летит самолёт, это же легко. А сейчас, когда хотя бы для того, чтобы тебя пустили в кабину, нужно знать множество вещей – устройство двигателя, конструкцию, принцип работы приборов, действия в особых ситуациях, понимаешь, насколько это тяжелая работа, требующая огромных стараний.
к содержанию ↑История создания
Свою историю данное учебное заведение, готовящее военных летчиков начало еще в 1938 году, когда в соответствии с приказом Народного Комиссариата Обороны в Чите была создана 30-я военная школа пилотов. В 1939 году военной школе присвоено звание, командира авиационной бригады, участника гражданской войны в Испании, Героя Советского Союза Серова А.К. В том же году школа переехала в Батайск и соответственно получила новое название: Батайская военная авиационная школа имени Серова А.К.
Уже во время Великой Отечественной Войны школу перебросили в Азербайджан, в город Евлах, где она функционировала вплоть до 1944 года.
В предвоенный период и во время Великой Отечественной Войны Батайская ВАШ подготовила более 4000 летчиков-истребителей, из который 115 удостоены высокого звания Героя Советского Союза, трое стали дважды Героями. Сухая статистка говорит о том, что выпускники сумели сбить 1150 самолетов противника лично, 211 в группе. 914 автомашин, 307 танков, 182 артиллерийских орудий, 128 самолетов было уничтожено на земле летчиками-серовцами.
Стоит упомянуть и про 20 таранов совершенных выпускниками Батайской ВАШ.
С 1946 по 1959 годы для ВВС Советского союза было подготовлено 2446 пилотов, которые обучались на самолетах Ла-7, Як-12, Ла-9, Як-18, а с 1952 года и на реактивных Миг-15бис. Для подготовки использовались аэродромы в Азове, Батайске, Новочеркасске, Зерновом, Кущевской, Бичурине.
Множество выпускников стали космонавтами, которые открывали просторы Вселенной для человечества. Выпускники-серовцы Комаров и Горбатко стали дважды Героями Советского Союза за покорение космоса. Шонин, Фаркаш и Зрунов единожды были удостоены высшей награды СССР.
В 1960 году Батайская ВАШ им. Серова была реформирована, и на базе Красноярской школы штурманов ВВС было создано Объединенное военное летно-технического училище для подготовки военнослужащих для стран народной демократии. Летное училище уже в мае приняло в своих стенах первых курсантов из Болгарии, Венгрии и Албании.
В рядах ВВС стран социалистического блока (Ангола, Куба, страны Ближнего Востока, Вьетнам) проходили службу и воевали выпускники, окончившие военное летно-техническое училище в Красноярске.
В 1991 году Красноярский военный ВУЗ ВВС возобновил подготовку летчиков и техников для Отечественных ВВС. А с 1993 года учебу в стенах училища проходят граждане стран участниц СНГ. В ходе многочисленным реформ в 2010 году училище стало филиалом ВУНЦ ВВС ВВА им.
Жуковского и Гагарина, а в 2012 году перешел в подчинение Воронежскому ВУНЦ ВВС ВВА.
За годы существования один из самых старых военных ВУЗов страны по подготовке офицерского состава для ВВС выпустил 25 тысяч квалифицированных специалистов, в том числе и 14 тысяч для зарубежных ВВС. 145 выпускников были удостоены Золотой Звезды Героя Советского Союза, 5 стали дважды Героями. Также 8 летчиков стали космонавтами, а 7 летчиками-испытателями.
Личные мужество и отвага являются визитной карточкой летчиков, которых с 1939 года выпускает Краснодарское военное училище.
к содержанию ↑Структура
В состав КВВАУЛ входит пять факультетов:
- Авиационный базовый;
- Истребительной авиации;
- Бомбардировочной и штурмовой авиации;
- Военно-транспортной авиации;
- Специальный.
На базе института функционирует более 15 кафедр, включающих в себя как общеобразовательные науки, так и специальные дисциплины.
Для практической подготовки курсантов служат несколько учебных аэродромов, расположенных в:
- Балашове;
- Майкопе;
- Кущевке;
- Тихорецк;
- Ртищево;
- Котельниково;
- Борисоглебске.
Возглавляет учебное заведение начальник училища, в административной работе ему помогает штаб, во главе с руководителем, и непосредственный заместитель.
к содержанию ↑Контактная информация
Адрес: 350090, Краснодарский край, г. Краснодар-5, ул. Дзержинского, д. 135.
Следующая